"Тот, кто внимательно наблюдает за потоками денег, никогда не пропустит возможность извлечь выгоду" ©Вильям Форбс    
 
Новости железной дороги. Строительство железных дорог. Снабжение железных дорог. Строительство ж/д, реконструкция, модернизация. Инвестиции. » «Пора стучать касками по рельсам»


 
     
 

«Пора стучать касками по рельсам»

Какая судьба ожидает Тверской вагоностроительный

alt

11 ноября рабочие Тверского вагоностроительного завода планировали устроить митинг под окнами городской и областной администрации – чтобы привлечь внимание к экономическим проблемам на предприятии. Но митинг внезапно отменился, а проблемы, похоже, остались

 

ПРОФСОЮЗ: «СОКРАТИЛИ 200 ЧЕЛОВЕК, А НЕ 1500»

 

ОАО «ТВЗ» – градообразующее предприятие Тверской области, когда-то самое развитое и преуспевающее. Сегодня оно находится в глубоком кризисе. Текущих объемов заказов не хватает, чтобы производство работало на 100% своих возможностей. Вагонзавод экономит на всем. Сейчас рассматривается вопрос о выводе непрофильных активов с территории завода, то есть некоторые цеха скоро будут вести самостоятельную финансово-хозяйственную деятельность. Оптимизация затронет и самый болезненный – кадровый вопрос. Учитывая общую стагнацию рынка вагоностроения и слишком умиротворенную позицию ЗАО «Трансмашхолдинг», куда входит ОАО «ТВЗ», увольнения на заводе были и будут. Не спасет и модерновая концепция управления «Бережливое производство».

 Тем не менее митинг за спасение ТВЗ, широко распиаренный в прессе, был отменен. Заказчики, руководство завода и рабочие пришли к компромиссу. О ситуации на заводе «Караван» узнал у заместителя профкома ОАО «ТВЗ» Лидии ЖАРНЯК.

alt– Руководство нашего заказчика ОАО «ФПК» (Федеральная пассажирская компания) взволновано ситуацией. Наш гендиректор Андрей Соловей ездил в Москву 7, 8 и 10 ноября на встречу с руководством холдинга и нашим заказчиком. В Москве решался вопрос о дальнейшей загрузке завода на 2015 год и оплате договорных обязательств по 50 двухэтажным вагонам за 4-й квартал 2014 года. Надеемся, деньги у завода появятся. На сегодня по плану октября уже изготовлено 15 двухэтажных вагонов, 35 вагонов в плане ноября-декабря.

– В чем же причина недовольства заводчан?

– Нам стало известно, что ОАО «ФПК» не собирается оплачивать контракт на 50 вагонов. Снова заговорили о сокращениях, о неясности с заказами на 2015 год, об остановке предприятия и невыплате материальной помощи за декабрь-январь. Нас волнует загрузка людей на ближайшие месяцы, а также планы на 2015 год. Хотелось бы получить деньги от ФПК за заключенный и отрабатываемый контракт. И мы решили организовать эту акцию.

– Сегодня ТВЗ ведет политику оптимизации – выводит непрофильные активы с территории предприятия. Не приведет ли это к разрушительным последствиям?

– На практике это не означает, что все подразделения уйдут, нет, они останутся, но будут самостоятельными. К примеру, продукция литейного цеха – 3% от готового продукта завода, поэтому цех реорганизуется в отдельное предприятие. Та же судьба постигнет прачечную и автотранспортный цех. С начала 2014 года вагонзавод работает по 4-дневной рабочей неделе. Это было известно еще в октябре 2013 года. Нами был подписан документ о том, что рабочие будут отдыхать в январе, несколько дней в мае, получат общий корпоративный отпуск в августе, также не будут работать в декабре 2014 года. Режим неполной рабочей недели – следствие неполной загрузки производства и желание сохранить кадры. Коллектив принял такие условия сам, чтобы избежать массовых сокращений, потому что тогда мы могли бы сократить сразу 4000 человек (сегодня численность на ТВЗ порядка 7 тысяч). Профсоюзным комитетом и дирекцией было подписано соглашение об ограниченном количестве сокращаемых работников на заводе (не более 1500 чел). Сегодня сокращено порядка 200 человек, а это, сами понимаете, не 1500.

Кроме ТВЗ в создании вагонов участвуют и другие площадки, в частности, партнер по холдингу – «Центросвармаш», на территории которого есть и участки ТВЗ. Из-за отсутствия заказов они могут подвергнуться сокращению.

– Сейчас планируются сокращения на участках сборочно-сварочного цеха в связи с отсутствием заказов на вагоны метро. И это несмотря на то, что совсем недавно было приобретено уникальное оборудование, производящее рамы тележек метро. Так получилось, что в свое время предприятие холдинга «Метровагонмаш» не смог осилить партию заказов от Московского метрополитена и обратился к нам за помощью. Но сегодня заказов на вагоны метро нет – завод вынужден был сократить этот участок, – поясняет Лидия Жарняк.

– Насколько актуальны сегодня претензии по качеству вагонов?

– Это все наговоры, – улыбается Лидия. – Сейчас многие обсуждают пожар в двухэтажном вагоне… Пожара как такового не было. Несчастный случай: металлический лист слетел со строительного забора прямо на крышу одного из вагонов, перерезав высоковольтный контактный провод. И качество вагона было таким, что он полностью не возгорелся – сработали автоматические системы безопасности, все люди были спасены. Проезд на наших вагонах стоит дешевле, чем на аналогах. В основном они курсируют в летний период по направлению Москва – Адлер.

 

ЗАКАЗЧИК: «МЫ ЗАПЛАТИМ ЗА ВСЕ»

 

На следующий день после консультаций с представителями РЖД и «Трансмашхолдинга» Андрей Соловей встретился с рабочими. Мне на это собрание попасть не удалось из-за того, что служба безопасности ТВЗ не может оформить пропуск на предприятие меньше чем за сутки. Впрочем, вывод очевиден – прессе кулуарную информацию давать не захотели.

 Большинство участников собрания, как нам стало известно, высказались в одном ключе: «Слишком много обещаний, об этом уже говорили». Напомню, что изначально митинг вагонников должен был состояться еще в конце апреля 2014 года, но обещания директора и выбитый контракт на 50 вагонов для «ФПК» остудили пыл заводчан.

– Реальные действия начались, когда мы пообещали выйти на улицу, – комментирует Лидия Жарняк.

Кроме того, ОАО «ФПК» отправило к заводчанам и опубликовало в прессе письмо с заверениями о дальнейшем сотрудничестве и поддержке ТВЗ заказами. Даже если бы апрельский или ноябрьский митинг состоялся, то несколько тысяч вагоностроителей на улице перед администрацией города и области вызвали бы лишь общественный резонанс. «Вагонзавод» – частная структура, и наши власти могут помочь лишь в поиске заказа или раскручивании бренда, скажем: «Вагонзавод – промышленный символ Тверской области» или «Гордость верхневолжского машиностроения» и т.д. А могли бы сразу двух зайцев если не убить, то хотя бы подстрелить. Помимо модернизированного завода, загибающегося по причине недостатка заказов и непонятной политике Трансмашхолдинга, в Твери есть замечательное предприятие МУП «ГЭТ», которое барахтается из последних сил в надежде на спасение: а ведь у них нет нормального парка трамваев, изношенные рельсы и инфраструктура. Неужели Шевелев, Корзин и Тимофеев не могут полюбовно договориться и заказать у ТВЗ хотя бы десяток новых трамваев? Тем самым область и город реально поддержали бы ТВЗ и решили свои локальные задачи.

ОАО «ТВЗ» входит в ЗАО «Трансмашхолдинг», который, в свою очередь, сотрудничает с французской компанией «Alstom Transport». ОАО «ТВЗ» получает заказы с большим трудом. Возможно, все дело в маркетинговой службе завода или в стагнации рынка вагоностроения, а может, и во французском партнере. Стоит задуматься о реальной заинтересованности французов в развитии российского транспорта. Может, проще загубить последние промышленные ростки и поставлять в Россию импортные вагоны?

Остается надежда лишь на директиву Минпромторга, согласно которой все госкорпорации принудят покупать отечественную продукцию. В 2015 году импортные станки, оборудование, машины, вагоны можно будет брать лишь в том случае, если отечественный аналог будет отсутствовать.

 

РАБОЧИЕ: «ЗАКАЗОВ НОЛЬ, ПОЛОЖЕНИЕ АХОВОЕ»

 

В этой истории больше всего пострадают не французские и российские компании и не транснациональный вагоностроительный рынок. Жаль рабочих, которые варили металлические каркасы для вагонов, тянули проводку, обшивали вагоны изнутри.

Накануне несостоявшегося митинга в аллее Трудовой славы я влился в огромный поток заводчан, только что отработавших смену. У большинства респондентов настроение было невеселым.

– Работаю на заводе 13 лет, зарплата стала меньше, работы меньше, кто ж может быть доволен, – бросает на ходу круглолицый мужчина.

– Рабочие хотят работать! Конечно, инициативу стоило проявить раньше, чтобы заботы людей дошли до правительства. А пока заказов на следующий год ноль, положение аховое, – говорит кузнец Юрий.

Услышав, что митинг, возможно, отменят, один рабочий бравировал:

– Надо выходить на Дорошиху, перекрывать пути и стучать касками по рельсам.

На вопрос о сокращении зарплат усатый респондент реагирует особенно болезненно:

– У кого она понизились? У нас – работяг. А у руководства как была зарплата раздутая, так и осталась. Да еще, б***, свой аппарат раскрутили дальше некуда. Заказы искать – да им это не надо! И так хорошо устроились.

– Проблемы начались с 2007 года, когда завод стал дробиться на дочерние компании, перед вступлением в «Трансмашхолдинг». Сокращения есть и будут, – заявляют Светлана и Вера. – Маркетинг на предприятии вообще не работает. Договоры давно не заключаются, а зарплату сидят, получают.

Павел КИРИЛЛОВ
 
  Поделиться:
     
  2014-11-21    
     
  Вы можете составить собственный прогноз о развитиии ситуации, сопоставив факты из статей, относящихся к текущей новости:    
     
 
  • Тверской вагоностроительный завод остановят на весь январь
  • «Трансмашхолдинг» объявил о готовности в марте возобновить работу электрово ...
  • Новокузнецкий вагоностроительный завод приостановил работу
  • Тверской вагоностроительный завод приостанавливает работу
  • Стало известно, сколько вагонов произвел Крюковский вагонзавод за 6 мес. 20 ...
  • Завод ТМХ выиграл тендер на ремонт вагонов метро Будапешта
  • НКВЗ закроет производство в июле при отсутствии заказов
  •    

     




     
     
    © 2011-2016 Развитие железных дорог.