"Тот, кто внимательно наблюдает за потоками денег, никогда не пропустит возможность извлечь выгоду" ©Вильям Форбс    
 
Новости железной дороги. Строительство железных дорог. Снабжение железных дорог. Строительство ж/д, реконструкция, модернизация. Инвестиции. » Ространснадзор взялся за безопасность


 
     
 

Ространснадзор взялся за безопасность

Что нужно сделать, чтобы повысить безопасность железнодорожных грузовых перевозок

alt
Фото: Роман Яровицын / «Коммерсантъ»

Министерство транспорта выступило за запрет продления срока службы литых деталей тележек грузовых вагонов, что должно улучшить ситуацию с безопасностью железнодорожных грузовых перевозок. Ведомство рекомендовало Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) проверить соблюдение законодательства в этой сфере, руководствуясь нормативными документами, устанавливающими срок службы литых деталей.

Ранее в Минтранс обратилось НП «Объединение вагоностроителей» с просьбой дать поручение Ространснадзору о запрете продления (назначения нового) срока службы железнодорожных литых деталей. По данным партнерства ряд грузоперевозчиков, среди которых ОАО «ПГК», ЗАО «НТС», ЗАО «Русагротранс», ЗАО «ОТЭКО», ООО «Р-Транс», ООО «СГК», ОАО «ФГК», ООО «Мордов-Транс», ООО «Минерал-Транс-Сервис», ОАО «ТрансКонтейнер», ООО «Технотранс», требуют от ремонтных организаций продлить срок службы крупного вагонного литья. Риски, связанные с остановкой вагонов уполномоченными надзорными органами, они готовы взять на себя.

По действующим нормативам срок службы литых деталей тележек, изготовленных до 1975, установлен на 30 лет, с 1975 по 1984 годы — 40 лет. Железнодорожное литье, выпущенное в эксплуатацию с 1984 по 2001 годы, имеет срок службы 30 лет.

Таким образом, детали, изготовленные до 1975 года, на текущий момент должны быть полностью изъяты из обращения. То, что произведено с 1975 по 1984 годы, также нужно постепенно вывести из обращения: с начала 2015 года —1975 год выпуска, в 2016 году — 1976 года выпуска и так далее до 2024 года. Детали, изготовленные с 1984 по 2001 годы, также нужно вывести из эксплуатации начиная с 2014 года.

03.09.2012 Вид на железную дорогу в городе Владивостоке. Александр Вильф/РИА Новости
Фото: Александр Вильф / РИА Новости
03.09.2012 Вид на железную дорогу в городе Владивостоке. Александр Вильф/РИА Новости

РЖД в свою очередь предлагают железнодорожным операторам начать утилизацию старых вагонов, которые запрещается эксплуатировать по новому техническому регламенту. В компании отмечают, что непригодными к эксплуатации вагонами «забито» около 840 километров путей.

Основным посылом для принятия постановления правительства РФ №737 «О внесении изменений в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации» было повышение уровня безопасности при эксплуатации подвижного состава, отметили в РЖД. Но практика говорит о том, что серьезные аварии на железных дорогах происходят не со старыми вагонами с продленным сроком службы, а напротив, с новыми изделиями, не отработавшими и половины установленного им изготовителем.

Статистика ОАО «РЖД» свидетельствует: с 2006 по 2013 год произошло 142 излома боковой рамы тележки грузовых вагонов, из них 117 — со сроком эксплуатации с момента изготовления от 1 до 6 лет.
Наибольшее количество случаев излома боковой рамы приходится на тележки, произведенные УВЗ в 2005 году (9 единиц) и 2007 году (19 единиц). Кроме того, за этот период произошло 6 случаев излома боковой рамы Кременчугского сталелитейного завода (Украина) 2010 года выпуска и столько же — 2011-го.

Большинство из этих происшествий привели к сходам подвижного состава, авариям и крушениям. В частности, 2 декабря в Сковородинском районе Амурской области на перегоне между станциями Мадалан и Тахтамыгда с рельсов сошли 17 вагонов с углем. В результате аварии на Дальневосточной железной дороге был поврежден один из железнодорожных путей, а движение поездов было полностью остановлено.

По данным РЖД, гораздо больше бракованных деталей удалось обнаружить осмотрщикам вагонов в период эксплуатации. Благодаря этому были предотвращены, возможно, более тяжелые последствия.
В РЖД отмечают, что литые детали тележки, а также автосцепка и колесные пары подлежат смене в течение срока службы вагона вне зависимости от необходимости продления его срока службы.

«Каким образом компании собираются модернизировать и продлевать срок эксплуатации деталей вагонов, которым уже более 30-ти лет, непонятно», — прокомментировал «Ленте.ру» ситуацию замгендиректора по железнодорожной технике НПК «Уралвагонзавод» Андрей Шленский. Проблемы производства литых деталей вагонов, по его словам, нет, однако компании стараются сэкономить на перевозках. Не секрет, что сегодня на рынке железнодорожных перевозок наиболее эффективно использовать старые вагоны — они дают возможность компаниям возить за копейки. Но эта ситуация, по словам эксперта, угробит всю отрасль — не только перевозок, но и вагоностроения. «Надо жить по одним правилам. Изменилась ситуация — изменился закон. Давайте не искать пути его обхода, а рассчитывать свои расходы так, чтобы выполнять его требования», — говорит Андрей Шленский.

Он подчеркивает, что если Минтранс пойдет на уступки компаниям в этом вопросе, на реформе в отрасли можно будет ставить крест. Ситуация, по его словам и без того непростая, и если оставить все как есть, намечающийся кризис смогут преодолеть лишь две-три компании. Но при этом их вагонный парк к тому времени будет «убит», и им потребуются новые вагоны, которых у отечественных производителей может не оказаться. Тогда придется обращаться за помощью к Китаю или Казахстану.

Напомним, в конце октября Федеральное агентство железнодорожного транспорта России (Росжелдор) провело оценку рисков продления срока службы старых литых деталей вагонов. В ведомстве уверены, что на сегодняшний день действующие ГОСТы и конструкторская документация на литье и тележку не предусматривают продления (назначения нового) срока службы литых деталей, а, следовательно, проведение таких работ является незаконным.

19.09.2006 Сотрудники противопожарной службы тушат горящие цистерны после аварии, в результате которой перевернулся и загорелся грузовой поезд с дизельным топливом.
Фото: Борис Флорин / РИА Новости
19.09.2006 Сотрудники противопожарной службы тушат горящие цистерны после аварии, в результате которой перевернулся и загорелся грузовой поезд с дизельным топливом.

При этом соответствующая инструкция по контролю деталей, на которую ссылаются представители ремонтных организаций и операторских компаний, по словам ведомства, является не нормативным, а технологическим документом, который регламентирует поиск скрытых дефектов литых деталей, но не продление ресурса эксплуатации.

В августе 2014 года Госжелдорнадзор уже выступал с инициативой запретить установку крупного вагонного литья со сроком выше нормативного на выходящий из всех видов ремонта подвижной состав. В надзорном органе подчеркивали, что регламентирующие документы не предусматривают продления сроков службы литых деталей и, как следствие, их использование запрещено.

Проблема безопасности железнодорожных перевозок проявляется тем острее, чем старше становятся состоящие на службе у перевозчиков вагоны. Многие из них используются еще с советских времен, и изношенные детали уже не в состоянии справляться с возросшей в разы нагрузкой. Контролирующие ведомства призывают выводить из эксплуатации такую технику, чтобы не увеличивать риск аварийных ситуаций. Сами грузоперевозчики об этих запретах прекрасно знают, как и знают они о тех печальных последствиях, к которым приводят злоупотребления старой техникой. Примеров, к сожалению, немало. Но, судя по всему, пока гром не грянет, тратиться на новые детали компании не захотят, не задумываясь о том, что такая искусственная вторая «молодость» старой техники может однажды для многих оказаться очень дорогой.

  Поделиться:
     
  2014-12-04    
     
  Вы можете составить собственный прогноз о развитиии ситуации, сопоставив факты из статей, относящихся к текущей новости:    
     
 
  • Ространснадзор запретил продлять срок службы литых деталей в грузовых вагон ...
  • Запрет эксплуатации литых деталей вагонов с истекшим сроком службы
  • СОЖТ опасается резкого роста цен на литые детали грузовых вагонов
  • РЖД отказывается от эксплуатации дефектных грузовых вагонов
  • "НПК "Уралвагонзавод"/Брак литых деталей
  • РЖД борется с бракованными деталями грузовых вагонов
  • Катится, катится старенький вагон
  •    

     




     
     
    © 2011-2016 Развитие железных дорог.