Интерактивная Яндекс.Карта
строящихся и прогнозируемых ж/д Евразии
   
 
Новости железной дороги. Строительство железных дорог. Снабжение железных дорог. Строительство ж/д, реконструкция, модернизация. Инвестиции. » Подземные войны: как миллиардеры сражались за контракты московского метро


 
     
 

Подземные войны: как миллиардеры сражались за контракты московского метро

Подземные войны: как миллиардеры сражались за контракты московского метро
Искандер Махмудов (слева) и его младший деловой партнер Андрей Бокарев обошли всех конкурентов в битве за крупные контракты московского метрополитена
Искандер Махмудов и Андрей Бокарев признаны Forbes «королями госзаказа» в 2015 году. Как они выиграли крупнейшие из своих контрактов?

Четырнадцатого ноября 2014 года канцелярия Федеральной антимонопольной службы России зарегистрировала совместное заявление трех очень серьезных компаний. Канадский машиностроительный гигант Bombardier, «Городские транспортные решения» группы «Синара» Дмитрия Пумпянского и любимое предприятие Владимира Путина «Уралвагонзавод» жаловались на ГУП «Московский метрополитен». Главный перевозчик столицы, объявив тендер на закупку 768 вагонов и их тридцатилетнее обслуживание, поставил условия: действующее производство метровагонов в мире, работающее не менее пяти лет, и наличие чистой прибыли за последние три года не ниже 1 млрд рублей в год. Дополнительными плюсами было наличие собственного конструкторского бюро с опытом разработок в области метровагоностроения и локализация в России в течение трех лет. Всем этим требованиям соответствовал только один производитель — «Трансмашхолдинг» Искандера Махмудова . Других оценить метрополитен не смог — никто, кроме ТМХ, не подал заявку. 

Спустя две недели ФАС заявила о «признаках нарушения» в конкурсной документации «Московского метрополитена», но тендер отменять не стала. Первого декабря 2014 года «Трансмашхолдинг» получил контракт на поставку вагонов и их обслуживание в течение 30 лет стоимостью 130 млрд рублей. Аналогичный контракт на 30 лет, но на сумму 144 млрд рублей и поставку 832 вагонов получил в начале 2014 года входящий в холдинг «Метровагонмаш». 

Но Махмудов с партнерами (крупнейший — Андрей Бокарев ) на этом не остановился. 29 декабря «Центральная пригородная пассажирская компания», в которой им принадлежит 50% минус две акции, выиграла еще один столичный тендер стоимостью 56,9 млрд рублей — на перевозку пассажиров по строящемуся Малому кольцу Московской железной дороги. После запуска движения компания будет получать по 3,79 млрд рублей в год в течение 15 лет. К этому надо добавить 150 млрд рублей, которые «Трансмашхолдинг» получит от выигранных тендеров в 2014 году за поставку и обслуживание 1008 локомотивов для РЖД.

Все компании, в которых Искандер Махмудов так или иначе является акционером, по подсчетам Forbes, получили в 2014 году госзаказов на сумму свыше 500 млрд рублей.

Из них 80% пришлось на непрофильные для основателя Уральской горно-металлургической компании и «Кузбассразрезугля» направления — машиностроение и транспорт. 

Транспортом Махмудов занялся в начале 2000-х, после того как вместе с Андреем Бокаревым установил контроль над «Кузбассразрезуглем». Добываемый на шахтах уголь перевозился с Кузбасса на экспорт через порт Таллина компанией эстонских предпринимателей Сергея Глинки и Максима Ликсутова . Хотя последний был на 10 лет младше партнера, именно он управлял бизнесом, а Глинка всегда держался в тени. «Они работали по железнодорожным перевозкам с сыном Аксененко (Рустамом, сыном Николая Аксененко, возглавлявшего в 1999–2002 годах Министерство путей сообщения. — Forbes), потом у них произошел какой-то конфликт и серьезно осложнились отношения с Аксененко-старшим, после чего они пришли к Искандеру с предложением создать совместную транспортную компанию, что, собственно говоря, и сделали», — вспоминает один из знакомых Махмудова. Так на рынке перевозок появилась «Трансгрупп». Махмудов, по его словам, пытался уладить конфликт: «Спрашивал у Николая Аксененко, какие претензии есть к Максиму, претензий не было, но отношений улучшить все равно не удалось». 

Напряженные отношения с руководителем железнодорожного министерства и полная зависимость работы «Трансгрупп» от МПС, которое определяло частным операторам тарифы на перевозку, тормозили развитие компании (в 2004 году МПС было расформировано, часть его полномочий передали РЖД). Решить проблему учредители «Трансгрупп» попытались путем создания монополиста для монополиста. Консолидация основных российских производителей подвижного состава могла бы сделать МПС сговорчивее. В 2002 году партнеры по «Трансгрупп» зарегистрировали компанию «Трансмашхолдинг», которая начала скупать производителей вагонов и локомотивов по всей стране. Грузовые перевозки по железной дороге росли, вагонов не хватало.

«Мы проанализировали состояние локомотивного и вагонного парка РЖД, поняли, что деваться им будет некуда, будут у нас покупать, будут вынуждены покупать, — рассказывает один из партнеров Искандера Махмудова. — Скупали дешево, заводы в долгах были и без заказов, нам они фактически даром достались».

К 2006 году в «Трансмашхолдинг» входило 10 машиностроительных предприятий (сейчас их 16 плюс один профильный НИИ). Степень влияния на РЖД была такова, что в 2007 году железнодорожная монополия купила 25%+1 акцию «Трансмашхолдинга», еще через два года такой же пакет приобрела французская Alstom. Сейчас холдинг поставляет РЖД продукцию на $2-3 млрд в год, выручка по итогам 2014 года составила около 150 млрд рублей. 

Сотрудничество с РЖД со временем крепло. В 2008 году РЖД купила 50% компании «Аэроэкспресс» (совместное предприятие совладельцев «Трансгрупп» и аэропорта Шереметьево, управляющее фирменными поездами между аэропортами московского авиаузла и Москвой). В 2009 году РЖД и комитет по управлению имуществом Тверской области создали вместе с акционерами «Трансгрупп» (25%+1 акция) Московско-Тверскую пригородную пассажирскую компанию. Осенью 2011 года структуры «Трансгрупп» приобрели у правительства Москвы блокирующий пакет Центральной пригородной пассажирской компании и через год увеличили свою долю почти до 50%. 

Зачем Искандер Махмудов ввязался в дотационный бизнес пригородных железнодорожных перевозок? «Мы это рассматривали как крупного в будущем потребителя и заказчика продукции «Трансмашхолдинга», — рассказывает один из партнеров Махмудова. — Кроме того, там можно развивать очень много видов бизнеса. Взять под контроль огромный поток людей, там проходит 450 млн человек в год, будет 600–700 млн! Это огромные возможности и для торговли, и для общепита, и для платежных систем. Очень долго все можно перечислять». Все это уже реализовано в «Аэроэкспрессе», в электричках которого идет торговля закусками и напитками, в терминалах есть точки общепита, банкоматы, торговые площади, рекламные носители. 

В марте 2011 года на аэроэкспрессе прокатился премьер-министр Владимир Путин в сопровождении министра транспорта, главы РЖД и мэра Москвы Сергея Собянина.

Современные электрички и отлаженная работа предприятия настолько впечатлили градоначальника, что через месяц он назначил генерального директора и совладельца «Аэроэкспресса» Максима Ликсутова своим советником, в декабре — начальником столичного департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры.

А в сентябре 2013 года — заместителем мэра Москвы, курирующего программу развития транспорта с бюджетом 2,2 трлн рублей (закупка новых вагонов для метро, организация пассажирского движения по Малому кольцу Московской железной дороги, обновление парка общественного пассажирского транспорта). 

Конфликт интересов стал очевидным. В сентябре 2012 года Максим Ликсутов продал свою долю в «Трансмашхолдинге» партнерам, а пакет акций «Аэроэкспресса», как заявил он сам в эфире радио «Эхо Москвы», передал своей бывшей супруге Татьяне в рамках процесса по разделу имущества (от комментариев для этой статьи Ликсутов отказался).


Далее изи источника:

  Поделиться:
     
  2015-03-10    
     
  Вы можете составить собственный прогноз о развитиии ситуации, сопоставив факты из статей, относящихся к текущей новости:    
     
 
  • "УГМК-Транс"/4 тыс. полувагонов/Закупка
  • Службы пути РЖД/ТМХ/Создание новых вагонов
  • Структуры ТМХ поставят Московскому метрополитену 832 вагона на сумму 143,9 ...
  • "Трансмашхолдинг" хочет получить технологии Alstom
  • "Трансмашхолдинг" готов инвестировать в создание подвижного состава для М ...
  • «Трансмашхолдинг» до 2019 г. поставит ФПК более 600 вагонов на 29,5 млрд ру ...
  • Якунин заявил о возможной продаже 25 процентов «Трансмашхолдинга»
  •    

     




     
     
    © 2011-2016 Развитие железных дорог.