Интерактивная Яндекс.Карта
строящихся и прогнозируемых ж/д Евразии
   
 
Новости железной дороги. Строительство железных дорог. Снабжение железных дорог. Строительство ж/д, реконструкция, модернизация. Инвестиции. » «БАМ и Транссиб работают на пределе пропускной способности»


 
     
 

«БАМ и Транссиб работают на пределе пропускной способности»

В настоящее время доля России в евразийском транзите незначительна, несмотря на ее выгодное географическое положение между Европой и Азией. При этом уже сейчас важные железнодорожные магистрали России – БАМ и Транссиб – работают на пределе. Модернизировать и увеличить пропускную способность магистралей и раскрыть потенциал восточных территорий России призван проект «Восточный полигон». Евразийский коммуникационный центр побеседовал о целях, сроках реализации и экономическом эффекте проекта с начальником дирекции развития железных дорог Восточного полигона ОАО «РЖД» Вячеславом Рыбкиным.

Расскажите о проекте «РЖД» «Восточный полигон». Какие цели он преследует?

В современных условиях глобализации проект развития железных дорог Восточного полигона в первую очередь направлен на соединение западных и восточных транспортных потоков. Выгодное географическое положение России потенциально позволяет ей быть великой транспортной державой, однако сегодня доля России в евразийском транзите весьма незначительна. Проект призван изменить маршруты евразийской, а значит, со временем и мировой торговли.

В этой связи комплексное развитие Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей вполне обоснованно является одним из приоритетных направлений инфраструктурного развития страны. Оно должно раскрыть потенциал восточных территорий Российской Федерации, помочь обновлению их промышленной базы, ввести в оборот новые месторождения полезных ископаемых, обеспечить мобильность населения и укрепить статус России как ключевого звена континентальной транспортной системы.

Реализация проекта придаст огромный импульс развитию региона, в том числе освоению существующих и разработке новых месторождений, создаст рабочие места во многих смежных отраслях и обеспечит производства заказами

Инвестиционный проект реконструкции и модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей направлен на достижение целей, определенных в рамках стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 года № 877-р в части целевых показателей: протяженность линий железнодорожного транспорта общего пользования, имеющих ограничения пропускной способности, развитие пропускных способностей существующей инфраструктуры, объем перевозок, грузооборот.

Что планируется построить в рамках проекта «Восточный полигон», в какие сроки его планируется реализовать, как будет обеспечиваться его финансирование?

В составе работ по развитию Восточного полигона на период с 2013 по 2017 год предусмотрены проекты обновления инфраструктуры, предназначенные для снятия ограничений по скорости и весу поездов, поддержания технического состояния (245 млрд рублей), и проекты развития, предназначенные для повышения пропускной и провозной способности (317,4 млрд рублей), которые в первую очередь направлены на ликвидацию узких мест сети железных дорог Восточного полигона.

«БАМ и Транссиб работают на пределе пропускной способности»

Целевыми показателями определено увеличение пропускной, провозной способности, предельного и среднего веса поезда на 23 участках дорог Восточного полигона. В рамках реализации проекта планируется построить и реконструировать порядка 92 станции, 47 разъездов, более 460 км вторых путей, порядка 680 км автоблокировки, порядка 19 тяговых подстанций, более 350 км контактной сети. Всего мероприятия по развитию и модернизации в рамках проекта планируется осуществить на 1400 объектах.

В проект входит модернизация БАМа и Транссиба. Насколько в настоящее время загружены эти магистрали и будут ли они востребованы в будущем, учитывая, что на Востоке реализуются и другие транспортные проекты — в обход России?

Сегодня наша страна сможет успешно двигаться вперед только при условии качественного и динамичного развития территорий Сибири и Дальнего Востока.

Вместе с тем за последние 7 лет погрузка в адрес портов Дальнего Востока страны увеличилась в два раза, объемы перевозок в этом направлении сейчас даже выше, чем были в советские годы, и продолжают расти. При этом БАМ и Транссиб работают фактически на пределе пропускной способности. Протяженность узких мест оценивается более чем в 3 тыс. км, и это уже реально сдерживает многие проекты развития Дальнего Востока, Восточной Сибири, ограничивает транзитные возможности нашей страны.

При этом планируется увеличение добычи на Ургальском угольном месторождении, Нерюнгринском, Денисовском и Чульмаканском угольных месторождениях. Крупные промышленные компании страны заявляют о намерениях разрабатывать Таежное и Тарыннахское железорудные месторождения, Удоканское меднорудное месторождение.

В результате реализации планов по освоению месторождений полезных ископаемых в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах суммарные грузопотоки на отдельных участках БАМа увеличатся к 2020 году примерно в 1,5–2,5 раза.

Несколько стран Азиатско-Тихоокеанского региона выражают заинтересованность в модернизации железнодорожной инфраструктуры магистралей Восточного полигона и формировании на территории Российской Федерации международного транспортного коридора

Проект реконструкции и модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей предусматривает в первую очередь обеспечение возможности вывоза продукции с основных месторождений полезных ископаемых Восточного полигона в размере 124,4 млн т к 2020 году — прирост относительно уровня 2012 года на 66 млн т.

Как повлияют кризисные явления в российской экономике на судьбу проекта? Не получится ли так, что из-за нехватки средств проект будет заморожен?

В период непростой экономической ситуации в стране реализация проекта придаст огромный импульс развитию региона, в том числе освоению существующих и разработке новых месторождений, создаст рабочие места во многих смежных отраслях и обеспечит производства заказами. Повысится уровень экономического развития в стране за счет мультипликативного эффекта, что говорит о высокой значимости развития Восточного полигона для страны в целом.

В настоящее время предполагается использование трех источников финансирования проекта: собственные средства ОАО «РЖД» в размере 261,1 млрд рублей, средства Фонда национального благосостояния — 150 млрд рублей, бюджетные ассигнования федерального бюджета — 110,2 млрд рублей.

Регулярность и очередность поступления средств федерального бюджета и Фонда национального благосостояния, безусловно, оказывают влияние на проект, но только на темпы реализации мероприятий, по которым финансирование предусмотрено из соответствующих источников.

Насколько вообще важно заниматься строительством железных дорог в кризисное время? Не стоит ли его отложить до того, как нормализуется ситуация в экономике?

Как показывает практика, реальным инструментом борьбы с экономическими проблемами является инвестирование в инфраструктуру. Одним из таких примеров является восстановление экономики США после Великой депрессии 1933–1939 годов, когда в целях стабилизации ситуации в стране было реализовано более 40 тыс. инфраструктурных проектов по строительству дорог, мостов и других сооружений. Реализация проектов позволила сгладить негативные социальные последствия кризиса, а построенная инфраструктура стала базой для последующего экономического прорыва и используется до сих пор. Помимо США политики ускоренного создания инфраструктуры во время кризисных явлений придерживались Англия и Германия.

Правительство России в качестве одной из приоритетных задач определило развитие Сибири и Дальнего Востока. Развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта Восточного полигона, в частности модернизация БАМа и Транссиба, является необходимым условием для обеспечения сбалансированного экономического развития регионов, формирования производственной базы, реализации промышленного потенциала, расширения внешнеэкономических связей и обеспечения целостности и безопасности государства.

Какой эффект для экономики региона ожидается от модернизации БАМа и Транссиба?

Реализация проекта позволит обеспечить вывоз 66 млн т дополнительных объемов грузов (в том числе угля из Кузбасского региона) таких компаний, как ОАО «СУЭК», ООО «УК „Колмар“», ООО «ТЭПК», ОАО «УК „Кузбассразрезуголь“», ООО «Холдинг „Сибуглемет“», ЗАО «Сибирский антрацит», ООО «Евраз-холдинг» и других, а суммарные поступления в бюджет Российской Федерации за 30 лет составят 486 млрд рублей, в том числе 108 млрд рублей — в территориальные бюджеты субъектов Дальневосточного федерального округа. Проект позволит решить ряд социальных проблем в части обеспечения регионов дополнительными рабочими местами как в период проведения самих работ, так и в период эксплуатации промышленных и добывающих предприятий, деятельность которых становится возможной за счет обеспечения транспортной доступности. По оценкам экспертов фонда «Центр стратегических разработок», дополнительный прирост ВВП Дальнего Востока и Забайкалья составит от 650 млрд до 1 трлн рублей.

«БАМ и Транссиб работают на пределе пропускной способности»

Глава администрации президента РФ Сергей Иванов считает перспективным объединение Шелкового пути с Транссибирской и Байкало-Амурской магистралями. На ваш взгляд, насколько реальна такая перспектива? Если новый Шелковый путь все же пройдет в обход России, как это отразится на восточных магистралях страны?

Наилучший вариант для обеспечения национальных интересов государств — это сотрудничество на долгосрочную и стратегическую перспективу. В Москве и Пекине это понимают, поэтому еще в октябре прошлого года между Минтрансом РФ, ОАО «РЖД» с одной стороны и госкомитетом КНР по развитию и реформам и корпорацией «Китайские железные дороги» с другой был подписан меморандум о сотрудничестве, направленный на развитие евразийского высокоскоростного транспортного коридора Москва — Пекин через Казахстан, который станет новым Шелковым путем.

Кроме того, несколько стран Азиатско-Тихоокеанского региона, такие как Япония, КНДР, Республика Корея, выражают заинтересованность в модернизации железнодорожной инфраструктуры магистралей Восточного полигона и формировании на территории Российской Федерации международного транспортного коридора, поскольку это позволит существенно сократить сроки доставки грузов, снизить уровень политических рисков и сократить до минимума число перевалок грузов, тем самым уменьшить расходы грузовладельцев.

Беседовала Мария Малиновская

  • 18 Мая 2015
  • 25 Мая 2015
  • 27 Мая 2015

  Поделиться:
     
  2015-05-06    
     
  Вы можете составить собственный прогноз о развитиии ситуации, сопоставив факты из статей, относящихся к текущей новости:    
     
 
  • ОАО "РЖД" разработало программу развития Восточного полигона сети железны ...
  • Более 8 млрд. рублей будет инвестировано в энергетику железной дороги на уч ...
  • Реализация плана развития Восточного полигона ОАО «РЖД» идет по графику - М ...
  • В Восточный полигон железной дороги будет инвестировано 562 млрд рублей до ...
  • РЖД планирует ускорить реализацию проекта по развитию БАМа, Транссиба и стр ...
  • РЖД в 2016 г. оптимизируют расходы на БАМ и Транссиб еще на 5 млрд рублей - ...
  • В развитие железных дорог востока России необходимо вложить 562,3 млрд рубл ...
  •    

     


     
     
    © 2011-2016 Развитие железных дорог.