Интерактивная Яндекс.Карта
строящихся и прогнозируемых ж/д Евразии
   
 
Новости железной дороги. Строительство железных дорог. Снабжение железных дорог. Строительство ж/д, реконструкция, модернизация. Инвестиции. » Проект ВСМ Москва – Казань как детонатор транспортной революции




 
     
 

Тематический дневник

Проект ВСМ Москва – Казань как детонатор транспортной революции

 

alt

Сегодняшний мир изменяется и глобализируется не только интернет-технологиями, но и высокоскоростными поездами, которые сокращают расстояния и стимулируют развитие экономики и социально-экономический прогресс в обществе.

Россия с ее бескрайними просторами немыслима без железных дорог. И еще долго даже авиационный транспорт, не говоря уже об автомобильном, не сможет с ними серьезно конкурировать. Начиная с 19 века железные дороги были как спасением России, так и ее постоянной головной болью. С одной стороны, железные дороги обеспечили стране экономический рывок, сделали население более мобильным, транспортно приблизили многие удаленные районы. С другой – хроническая нехватка средств, технологий, суровые природно-климатические особенности огромных территорий, а также не слишком эффективное управление препятствовали созданию в Российской империи, а потом и в СССР по-настоящему полноценной и равномерно развитой по всей стране сети железных дорог, как это случилось в Европе, США, Японии и других странах.

Особенно сложно шли дела (и до сих пор идут) в районах Крайнего Севера, Сибири и на Дальнем Востоке. Ехать туда и перевозить грузы по тонким железнодорожным «ниточкам» с низкой пропускной способностью было очень долго, дорого и неудобно. Во многом из-за этого огромные территории страны плохо заселялись и экономически почти не осваивались. Попытка во времена СССР радикально изменить ситуацию путем строительства БАМа по целому ряду причин оказалась не слишком успешной и не решила всех проблем. Да и по железным дорогам в европейской части страны поезда двигались относительно медленно, к тому же по скорости, сервису и комфорту сильно уступая железным дорогам США, Европы, Японии, а с некоторых пор и Китая. Не слишком впечатляющими были и попытки в начале 80-х годов организовать скоростное железнодорожное движение.

Ситуация начала ощутимо меняться только в середине 2000-х годов с появлением на наших железных дорогах немецких скоростных поездов («Сапсан», «Ласточка» и др. производства компании Siemens) и специально построенных для них скоростных путей. Но по-настоящему высокоскоростных железных дорог Россия не имеет до сих пор, серьезно отставая от передовых стран мира, где скорость 300–400 км в час для поездов считается нормой и где уже проектируются поезда, способные достичь скоростей в 800 и даже 1000 км в час.

Но с некоторых пор на этом направлении в России обозначился прорыв.

Недавно китайская компания «Чайна Рэйлвэй» объявила, что российско-китайский консорциум с участием ее дочерней компании «Чжунте эръюань» выиграл тендер на проектно-изыскательскую часть российского проекта высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва – Казань. Официальное соглашение может быть подписано уже в конце мая. Работы должны быть реализованы в 2015–2016 годах, их стоимость по договору составит 20 млрд рублей.

8 мая в ходе визита в Россию председателя КНР Си Цзиньпина был подписан меморандум, в соответствии с которым китайская сторона планирует вложить в проект до 104 млрд рублей и еще 300 млрд рублей предоставить через механизмы заемного финансирования.

Как известно, скоростная железная дорога Москва – Казань является частью обнародованной правительством РФ в 2008 году «Транспортной стратегии России до 2030 года». Это станет крупнейшим инфраструктурным проектом XXI века России. В будущем ВСМ будет продолжена до Екатеринбурга, а возможно, и дальше. Общая протяженность проекта составляет 770 км, максимальная проектная скорость поездов – 400 км в час. После постройки ВСМ время в пути из Москвы в Казань сократится с нынешних 14 до 3,5 часа. Проект планируется завершить до чемпионата мира по футболу в 2018 году.

По прогнозам, стоимость строительства скоростной железной дороги Москва – Казань достигает 1,0683 трлн рублей (около 21,3 млрд долларов США), часть проекта будет финансироваться, как упоминалось выше, Китаем. После завершения строительства железная дорога соединит многие туристические достопримечательности, создаст крайне привлекательный «золотой туристический пояс». Согласно прогнозам, в 2020 году общий пассажиропоток на этой железной дороге достигнет 10,5 млн человеко-единиц.

Высокоскоростное железнодорожное сообщение в России считается наиболее перспективным направлением пассажирских перевозок. Проведенные еще в 90-х годах исследования показали, что благодаря объединению крупных городов в европейской части России единой высокоскоростной сетью появляется возможность сократить число авиарейсов между этими городами и перевести их на обслуживание пассажиров между европейской и азиатской частями страны, тем самым повышая мобильность населения.

В то же время у ряда экспертов есть и определенные сомнения относительно того, сможет ли Россия воспользоваться всеми преимуществами ВСМ и догнать транспортные системы других стран. Например, первый вице-президент РЖД Александр Мишарин считает, что Россия с проектом создания высокоскоростного железнодорожного транспорта опоздала почти на 30 лет. За это время в мире произошла настоящая транспортная революция. И теперь России нужно быстро догонять другие страны.

alt«Скорость на железной дороге – это не просто техническая новинка, а особая идеология развития страны. Лучший критерий истины – практика. Везде, где скорость на железной дороге стала повседневной нормой, транспортная революция переросла в экономический бум», – говорит Александр Мишарин. По его мнению, большие густонаселенные страны уже мало чем отличаются от больших городов и делятся теперь, скорее, не на районы и области, а на огромные агломерации. Именно ВСМ, будучи своеобразным межрегиональным метро, стала основой транспортной инфраструктуры многих государств и породила такое понятие, как гигаполисы, в которых могут проживать (как в КНР) более 100 млн человек.

Именно поэтому, по словам Александра Мишарина, главными лоббистами ВСМ во всем мире являются не транспортники, а губернаторы территорий и мэры городов.

altВ России появление «Сапсанов» и «Ласточек» уже серьезно поменяло жизнь в таких городах, как Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Владимир, Тверь. Благодаря «Сапсану» там появились тысячи новых рабочих мест, стало проходить больше деловых и культурных мероприятий, в разы вырос туристический поток. Если же повысить скорость и такт движения более чем в два раза, то мультипликативный эффект для экономики региона не сравнится ни с одним трансфертом из федерального бюджета. Перемены к лучшему заметят не только в Московской, Владимирской, Нижегородской областях, Чувашии и Татарстане. Выиграют многие города и регионы, прилегающие к ним.

Именно поэтому, считают в РЖД, общий эффект от запуска трассы Москва – Казань к 2030 году выльется в рост ВВП на более чем 12 трлн рублей и создание 350 тыс. дополнительных рабочих мест. ВСМ способна за очень короткий срок переломить депрессивные настроения в удаленных от центра субъектах и стать главным драйвером так нужной современной России экономической децентрализации, при этом стянув страну в единой целое.

Александр Мишарин считает, что сеть ВСМ в ближайшие 10 лет должна охватить почти всю центральную часть страны – это почти 100 млн человек (в том числе и большинство экономически активного населения). И одна из главных ее задач — остановить отток населения, который в некоторых городах Центральной России достиг масштабов настоящей катастрофы (яркий пример – Нижний Новгород, являющийся мировым лидером среди городов-миллионников по скорости сокращения населения). И здесь ВСМ может стать спасением, как это уже произошло во многих странах мира. Для многих американцев, европейцев, японцев, китайцев жизнь в небольшом уютном городе с хорошей экологией в своем доме или просторной квартире (что почти невозможно в столице) и поездка на работу в течение 1-1,5 часа от двери до двери стали главным стимулом не покидать провинцию, а может, даже и переехать туда из мегаполиса.

Но ВСМ необходимы не только в европейской части страны, где плотность населения и так достаточно высока, а прежде всего в Сибири, на Севере и Дальнем Востоке. Благодаря ВСМ они смогут получить новый импульс развития и стать мощным логистическим хабом между Европой и Азией. Не случайно к проекту ВСМ Москва – Казань проявляют повышенный интерес китайские и европейские инвесторы.

Однако создание принципиально новой транспортной услуги в такой стране, как Россия, – дорогое предприятие, особенно в условиях нынешнего кризиса и санкций Запада. Именно поэтому так важно участие в проекте китайского бизнеса, обладающего необходимыми средствами и современными технологиями. Всего за 10 лет в КНР была создана самая большая и современная система ВСМ в мире. Но и от российского государства и отечественного бизнеса здесь потребуется немалое напряжение средств и ресурсов.

Строительство в России высокотехнологичной сети ВСМ будет нелегкой задачей, но ее выполнение может стать основой модернизации страны, позволит кардинально изменить в лучшую сторону жизнь миллионов россиян. Проект же ВСМ Москва – Казань может и должен стать своеобразным детонатором новой транспортной революции в России, которая (будем надеяться) уже в обозримом будущем выведет нашу страну в число государств с самой развитой и современной транспортной системой.

Михаил Большаков,
ТПП-Информ

  Поделиться:
     
  2015-05-20    
     
  Вы можете составить собственный прогноз о развитиии ситуации, сопоставив факты из статей, относящихся к текущей новости:    
     
 
  • Около трех трлн. рублей необходимо на организацию высокоскоростного движени ...
  • Проектанты ВСМ Москва – Казань: новая трасса создаст более 370 тыс рабочих ...
  • Германия хочет инвестировать в российские железные дороги
  • На железнодорожные проекты потребуется 14 трлн рублей
  • РЖД планируют завершить проектирование ВСМ "Москва - Казань" в мае-июне 201 ...
  • Высокоскоростная железная дорога до Петербурга появится
  • "РЖД" в уставной капитал добавили 90 млн рублей на ВСМ Москва-Казань
  •    

     


     
     
    © 2011-2016 Развитие железных дорог.