Интерактивная Яндекс.Карта
строящихся и прогнозируемых ж/д Евразии
   
 
Новости железной дороги. Строительство железных дорог. Снабжение железных дорог. Строительство ж/д, реконструкция, модернизация. Инвестиции. » Индустриально-логистический западный форпост Евразии. По следам белорусско-китайских соглашений




 
     
 

Индустриально-логистический западный форпост Евразии. По следам белорусско-китайских соглашений

В майском евразийской турне Председателя КНР Си Цзиньпина наибольший интерес вызвали его договорённости с коллегами из России и Казахстана, где стороны достигли согласия о масштабном продолжении всестороннего сотрудничества. Однако о настоящем прорыве можно говорить и применительно к минскому визиту китайского гостя.

Общие итоги

По словам заместителя главы администрации Президента Белоруссии Николая Снопкова, портфель договорённостей по итогам государственного визита Председателя КНР составляет около 18 млрд долл., и эта сумма не является окончательной.

Среди прочего в Минске были подписаны 12–15-летние кредитные соглашения для комплексного развития белорусской железной дороги на общую сумму более 175 млн долл., заключены договоры о привлечении 500 млн долл. для реализации инвестиционных проектов в сфере железнодорожного транспорта, кредит на 1,4 млрд долл. для строительства горно-обогатительного комбината, кредит в размере 67 млн долл. для подписания второй очереди модернизации Оршанского льнокомбината.

Конкретные промышленные проекты включают следующее. Промышленная корпорация Цзуншень» подписала договоры с Минским тракторным заводом и «Гомсельмашем» о создании совместных предприятий с китайским и иностранным капиталом, «САЛЕО» и корпорация «Дунцзинь Групп» подписали соглашение о создании совместного производства гидростатической трансмиссии в КНР, руководители «Амкодора» и China National Corporation for Overseas Economic Cooperation скрепили подписями соглашение о сотрудничестве в сфере развития машиностроительной, нефтехимической, сельскохозяйственной отраслей и строительства в Белоруссии. Холдинг «Горизонт» и корпорация «Мидеа» планируют расширять стратегическое партнёрство и создавать новое производство. Белорусская калийная компания (БКК) и китайская компания Sinochem Group подписали меморандум о поставке в Китай в течение пяти лет 4 млн т белорусских калийных удобрений на сумму 1,3 млрд долл.

В целом договорённости предусматривают увеличение товарооборота между Китаем и Белоруссией в два раза. Кроме того, заключены соглашения об активизации сотрудничества в сфере туризма, культуры, о городах-побратимах, о создании в Белоруссии китайского языкового центра.

Новый Шёлковый путь

Для Белоруссии, кроме очевидных выгод от совместных промышленных проектов, не менее важным является полноценное включение в китайский проект «Экономического пояса Шёлкового пути», в рамках которого Белоруссия становится важнейшим узловым элементом и логистическим хабом. Именно поэтому значительная часть белорусско-китайских проектов направлена на развитие и модернизацию транспортной инфраструктуры, и в этом смысле они должны продолжить и дополнить аналогичные российско-китайские проекты.

Транспортно-логистический фактор — один из важнейших в рамках концепции «интеграции интеграций», предусматривающей активное экономическое взаимодействие между ЕС, ЕАЭС и Китаем. Именно такие проекты являются становыми хребтами и для евразийской интеграции, поскольку именно в этой сфере необходимо тесное сотрудничество и кооперация, ради чего и была создана, например, Объединённая транспортно-логистическая компания России, Казахстана и Белоруссии. К сотрудничеству готовы подключаться и европейцы: немецкая компания DB Schenker уже планирует стать партнёром на маршруте сквозного контейнерного поездного сервиса Китай – Европа – Китай. Предполагается, что транспортные услуги будут предоставляться по единой технологии и на принципах единой внешней ценовой политики.

То, что Белоруссия станет одной из ключевых точек нового Шёлкового пути, означает усиление её экономического и геополитического веса в регионе, более тесное сотрудничество на прагматической основе со странами Балтии, что можно рассматривать как возможность снижения градуса политической напряжённости в регионе. Балтийские государства нуждаются в привлечении транзита через свою территорию. Белоруссия в этой ситуации, способствуя конкуренции между разными балтийскими перевозчиками и портами, будет благотворно влиять и на политическую позицию местных элит, снижая градус излишней конфронтационности, возникшей на фоне украинского кризиса.

Кроме собственных политических, дипломатических, экономических усилий в Белоруссии, на выбор Китая в пользу Минска как ключевого партнёра в Восточной Европе повлияли события на Украине. Если ранее Украина вместе с Крымом выглядела для Китая даже более привлекательно, то сейчас у стабильной, безопасной и предсказуемой Белоруссии фактически нет альтернатив.

«Великий Камень»

«Жемчужиной» экономического пояса Шёлкового пути и венцом белорусско-китайского сотрудничества должен стать индустриальный парк «Великий Камень». Первым семи резидентам парка были вручены свидетельства о регистрации во время совместного посещения Александром Лукашенко и Си Цзиньпином места первого этапа строительства парка, а 13 крупнейших китайских корпораций уже планируют стать его резидентами.

В перспективе, согласно задуманному плану, «Великий Камень» станет настоящим научно-промышленным гигантом, крупнейшей индустриальной платформой в Восточной Европе. Это важный момент для самой Белоруссии и для Евразии. Для Белоруссии возникновение такого масштабного очага индустриального развития можно сравнить с периодом советской сверхиндустриализации, когда в разрушенной войной стране из пепла возникло новое общество, ставшее одним из самых промышленно-развитых и образованных в СССР.

Сейчас стоит аналогичная задача. Потенциала роста промышленных предприятий, доставшихся по наследству с советских времён, уже недостаточно, необходимо создавать новые, продвигаться в новых отраслях, таких как био-, нанотехнологии, 3D-печать и т.д. Именно на них будет сделан акцент в китайско-белорусском индустриальном парке. Таким образом, внутрибелорусская функция парка заключается в сохранении обществом индустриальной идентичности, соответствующей образовательной специализации и выполнении роли драйвера ускоренной модернизации.

Для архитектуры новой Евразии «Великий Камень» также может стать камнем краеугольным. С одной стороны, такой проект был бы невозможен вне процесса евразийской интеграции, начатого Россией, Казахстаном и Белоруссией. С другой стороны, он может сочетаться с «планом Юнкера» по реиндустриализации ЕС и дополнять его. В Восточной Европе, кроме китайско-белорусского парка и связанной с ним БелАЭС, не остаётся иных крупных промышленно-энергетических узлов. Для сохранения собственной экономической, технологической, энергетической самодостаточности ЕС необходимы опорные пункты индустриального развития, причём связанные с рынками ЕАС и Китая.

***

В случае привлечения внимания европейских промышленников к белорусско-китайским проектам можно говорить и об их геополитическом значении. В таком случае у ЕС появляется реальный шанс избежать «принуждения» к созданию трансатлантической зоны свободной торговли, выгодной прежде всего США, и включиться в трансевразийский проект «интеграции интеграций». И Китай, и Россия, и Белоруссия в этом, безусловно, заинтересованы.

Вполне возможно, что исторические визиты китайского лидера в Белоруссию, Россию и Казахстан открывают новую эпоху, положившую начало объединению Евразии.

  Поделиться:
     
  2015-06-08    
     
  Вы можете составить собственный прогноз о развитиии ситуации, сопоставив факты из статей, относящихся к текущей новости:    
     
 
  • Индустриальный парк в Белоруссии поможет строить китайско-литовское СП
  • Эксимбанк Китая готов предоставить Белорусской ж/д кредиты до $500 млн
  • Китай предоставит Белоруссии $7 млрд кредитов
  • Шелковый путь белорусской логистики
  • На фоне споров о магистрали Москва–Казань Пекин готовит маршрут Брест–Смоле ...
  • Молдова и Китай возродят Великий «Шелковый путь»
  • ЕАЭС пристыкуют к Шелковому пути
  •    

     


     
     
    © 2011-2016 Развитие железных дорог.