Интерактивная Яндекс.Карта
строящихся и прогнозируемых ж/д Евразии
   
 
Новости железной дороги. Строительство железных дорог. Снабжение железных дорог. Строительство ж/д, реконструкция, модернизация. Инвестиции. » Без субсидий не прокатит




 
     
 

Без субсидий не прокатит

ОАО «РЖД» снова просит у правительства субсидии, но даже с ними рост тарифов на грузовые перевозки в 2016 г. неизбежен. Монополия жалуется на кризис и рассматривает варианты индексации тарифов на 7,5-17,7%

yakunin money

Глава ОАО "РЖД" Владимир Якунин

На совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича 11 июня представители ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) поставили правительство перед выбором: либо индексация тарифов на грузовые перевозки в 2016 г. на 17,7% без господдержки, либо их рост на 7,5%, но с субсидиями в 130 млрд. рублей. Об этом со ссылкой на близкие к правительству и монополии источники  в понедельник газета «Коммерсантъ».

По информации издания, Дворкович согласен на индексацию тарифов в пределах 10%, однако в таком случае в «РЖД» настаивают на субсидиях в размере 100 млрд. рублей. По мнению монополии, экономически обоснованной будет индексация тарифов на 17,7%, другие варианты потребуют выделения субсидий (при росте 7,5% - 130 млрд. рублей, при 15,7% - 26 млрд. рублей). В свою очередь правительство, прежде чем предоставить субсидии, ожидает от «РЖД» программы сокращения издержек.

Правительство утвердило план индексации тарифов для «РЖД» еще в 2013 г., напоминает
издание. В 2015-2018 гг. она должна была определяться по инфляции минувшего года, но при инфляции 6% монополия добилась права повысить грузовой тариф на 10% и получить 30 млрд. субсидий в 2015 г.

Из  на официальном сайте компании следует, что доля доходов «РЖД» в 2014 г. от грузовых перевозок превышает суммарный доход от предоставления всех остальных видов услуг. В прошлом году грузоперевозки принесли монополии на 1 млрд. рублей меньше, чем в 2013 г., однако общий доход компании вырос – прежде всего, за счет роста финансовых поступлений от предоставления логистических услуг.

По Минтранса за 2014 г., железнодорожный транспорт – второй по объему грузоперевозок в России после автомобильного и первый по грузообороту (тонно-километры). Железные дороги обсуживают преимущественно нужды промышленности: самые большие объемы перевозок приходятся на каменный уголь, нефть и нефтепродукты, строительные грузы, железную и марганцевую руду. В 2014 г. по железным дорогам было перевезено почти столько же грузов, сколько и в 2013 г. (несущественное снижение показателей). Это может быть связано с тем, что в 2014 г. «РЖД» заморозили грузовые тарифы, в то время как другие транспортные отрасли этого себе позволить не могли. В случае если в будущем тарифы единовременно поднимутся более чем на 10% (вдобавок к 10% за нынешний год), может серьезно пострадать российская промышленность, опасаются эксперты. Как следствие, начнется отток грузов на другие виды транспорта, что ударит непосредственно по «РЖД».

В целом, отток уже начался: чтобы снизить его, в начале лета "РЖД" обратились к властям с отменить акцизы на дизельное топливо.

Денег много не бывает

На совещании представители монополии пожаловались на тяжелое финансовое положение: из-за спада погрузки с начала года главный оператор железных дорог страны недополучил 18,4 млрд. рублей. Помимо прогнозируемого в этом году снижения объемов погрузки «РЖД» предвидят рост расходов из-за ухудшения прогнозов Минэкономразвития и роста инфляции. Кроме того, у компании не хватает 50,4 млрд. рублей (из 427,7 млрд.) на инвестиционную программу нынешнего года, пишет «Коммерсантъ». Затраты на инвестпрограмму в 2016 г. составят 501,7 млрд. рублей, в 2017-м – 532,8 млрд. (150 из них - субсидии), в 2018 г. – 413,4 млрд. (200 млрд. субсидий).

Напомним, что в начале июня правительство  увеличить уставной капитал «РЖД» на 64,28 млрд. рублей, предназначенных для реализации восьми инвестиционных проектов. Самые крупные суммы выделены на развитие железнодорожной инфраструктуры общего пользования в Московском регионе (19,26 млрд. рублей) и модернизацию с развитием пропускной и провозной способности Байкало-Амурской магистрали и Транссиба (16,85 млрд. рублей).

РЖД vs. кризис: пропавшие электрички

Монополия испытывает проблему не только с грузовыми, но и с пассажирскими перевозками. В начале года «РЖД»  десятки пригородных электричек из-за того, что «дочки» монополии - пригородные пассажирские компании (ППК) – не смогли договориться с региональными властями о компенсациях за перевозки. Руководители регионов обвиняли ППК в многократном завышении размеров компенсаций (до 500-1000% стоимости билета). ППК в ответ заявляли, что все суммы экономически обоснованы, а вот ожидаемое количество пассажиров постоянно завышается региональными властями, из-за чего перевозчики терпят убытки.

Только в 2015 г. сокращения затронули Вологодскую, Пермскую, Нижегородскую, Псковскую, Саратовскую и некоторые другие области. При этом отмена электричек под предлогом убыточности маршрутов началась еще несколько лет назад: в 2012-2013 гг. количество пригородных поездов в стране сократилось на 310, в 2014 г. – еще на 114.

Вернуть исчезнувшие электрички помогло личное вмешательство президента России Владимира Путина. «Вы что, с ума сошли? Это несерьезный подход, это же касается тысяч людей», - возмутился Путин на совещании с правительством и потребовал немедленно вернуть людям пригородные поезда. Впоследствии президент на два года обнулил  НДС для пригородных электричек, чтобы хоть как-то помочь страдающим от кризиса перевозчикам.

  Поделиться:
     
  2015-06-17    
     
  Вы можете составить собственный прогноз о развитиии ситуации, сопоставив факты из статей, относящихся к текущей новости:    
     
 
  • РЖД не хватает на рельсы
  • РЖД просит у правительства 30 млрд рублей субсидий
  • РЖД/Компенсация государства/75 млрд руб
  • Источник: правительство выделит 55 млрд рублей господдержки РЖД
  • РЖД инвестируют в развитие портов и железнодорожных веток к ним 520 млрд ру ...
  • Аппетит приходит во время езды. В 2016 году ОАО РЖД опять понадобится бюдже ...
  • РЖД просит еще 15 млрд рублей в год
  •    

     


     
     
    © 2011-2016 Развитие железных дорог.