Интерактивная Яндекс.Карта
строящихся и прогнозируемых ж/д Евразии
   
 
Новости железной дороги. Строительство железных дорог. Снабжение железных дорог. Строительство ж/д, реконструкция, модернизация. Инвестиции. » На новые рельсы. Глава Минтранса о стратегических перспективах отрасли.




 
     
 
На новые рельсы. Глава Минтранса о стратегических перспективах отрасли.

Марина Колбасина

Согласитесь, повышение качества жизни и в целом социально-экономическое развитие республики немыслимы без хороших дорог, доступных авиаперелетов и приемлемых тарифов по доставке грузов. В конце июля Президент России Владимир Путин одобрил инициативу Егора Борисова по созданию стратегии развития Якутии до 2030 года и программу ускоренного развития республики. Основным разделом этих документов стало развитие транспортной инфраструктуры. О приоритетных задачах в этой сфере мы решили поговорить за чашкой чая с министром транспорта и дорожного хозяйства Якутии Семеном ВИНОКУРОВЫМ.

Самые главные транспортные
— Семен Викторович, так какие приоритеты вы определили при разработке Стратегии-2030?
— Прежде всего создание круглогодичной транспортной сети с выходом в единую сеть страны. Более того, мы определили транспортные проекты не только до 2030-го, а до 2050 года. Самый важный, который мы надеемся завершить в 2017 году, — строительство железной дороги Беркакит — Томмот – Якутск. 1 сентября Егор Афанасьевич Борисов направил обращение в адрес Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева, в котором напомнил, что в проект вложено 46 млрд рублей, объект имеет большую степень готовности — 94%, поэтому сроки его сдачи передвигать нерационально. Напомню, что это федеральный объект.
— Пора уже, ведь начали строительство в 1985-м. Что нам даст железная дорога?
— Общее снижение затрат по завозу грузов в республику с учетом мультипликативного эффекта на экономику хозяйствующих и бюджетных субъектов на 12 млрд рублей. Ежегодно. Мы уже не будем так зависеть от навигации, потому что завоз грузов можно будет делать круглогодично. Согласно оценке Минэкономразвития РФ и Российской Академии наук, стоимость потребительской корзины для якутян снизится на 15-20%, возрастают транспортная доступность и подвижность населения. Конечно, все это должно быть в комплексе с реконструкцией и строительством автомобильных дорог.
Здесь приоритет отдается федеральным дорогам «Лена», «Колыма» и «Вилюй», где мы ежегодно осваиваем порядка 20 млрд рублей, а также нашим региональным дорогам. В этом году завершаем строительство участка автомобильной дороги «Умнас» до села Тит-Ары. Реализация всех проектов должна обеспечить круглогодичную транспортную доступность 48,7% территории республики. Для сравнения, сегодня это лишь 8,7%. Вот такие задачи.
Мощнейший логистический узел
— Перспективы впечатляют, но ведь это потребует смены схемы завоза грузов, логистики.
— Безусловно. Еще со времен СССР более 80% грузов в Якутию доставлялось через порт Осетрово. Сегодня при обмелении верховьев Лены грузоотправители, грузополучатели и перевозчики несут колоссальные убытки из-за сверхнормативного простоя судов, перевалки грузов, срываются сроки реализации инвестпроектов, есть проблемы с северным завозом. И с каждым годом ситуация все сложнее, что связано с регулярными пожарами на территории Иркутской области, вырубкой лесов и, как следствие, осушением боковых речек.
В этих условиях изменение транспортной схемы является для нас первостепенной задачей. И ввод в постоянную эксплуатацию железной дороги до станции Нижний Бестях с перевалкой грузов в глубоководном порту Якутска поможет решить эту проблему: уменьшить риск срыва северного завоза и сократить затраты на доставку.
В рамках новой редакции федеральной госпрограммы разработана концепция создания Северо-Якутской опорной зоны социально-экономического развития Арктической зоны РФ. В качестве одной из приоритетных задач в ней предусмотрено создание в Якутии мощнейшего на Северо-Востоке России индустриального транспортного логистического узла, включающего три федеральные трассы, пять региональных дорог, железную дорогу, речной порт, международный авиапорт «Якутск». В Нижнем Бестяхе есть все условия для его создания. К тому, что я уже перечислил, добавьте Якутский ай-ти парк, ТОСЭР «Кангалассы», Якутскую ГРЭС-2 и Жатайскую судоверфь.
Северо-Якутская опорная зона
— Об опорной зоне поподробнее, если можно.
— Северо-Якутская опорная зона должна стать базой для всего Северо-Востока России и мостом для расширения сотрудничества с КНР и другими странами АТР. В ее основные функции входят обеспечение безопасности российской Арктики, ее научного изучения и т.д.
— А вписывается сюда Северный морской путь?
— С учетом прихода железной дороги и строительства моста через Амур можно говорить о создании транспортного коридора от Китая до Якутска по реке Лене и далее по Севморпути.
Сегодня он рассматривается, о чем говорили на втором Восточном экономическом форуме, с точки зрения освоения крупнейших месторождений континентального нефтегазового шельфа в западной части, но есть большой потенциал в развитии и восточного сектора Севморпути. А для этого нужны соответствующие инфраструктуры: гидрографические и метеостанции, связь, аварийно-спасательная служба и т.д., реконструкция причальных сооружений морских портов Тикси и Зеленый мыс.
Тикси должен стать одним из базовых пунктов управления инфраструктурой восточного сектора Северного морского пути с единой системой контроля и безопасности судоходства, управления транспортными потоками, центром научного изучения российской Арктики.
Как результат здесь должна быть территория устойчивого развития, планируются создание производств по глубокой переработке продукции, развитие оленеводческого комплекса, арктического туризма. Планы громадные, и все представленные проекты интересны и реальны.
— Но согласитесь, без мощного флота все это работать не будет.
— Вот поэтому мы и уделяем сегодня особое внимание обновлению флота и реновации судов. И это тоже есть в Стратегии-2030. Один из приоритетных проектов — Жатайский завод. Мы уже прошли этапы, связанные с разработкой концепции и бизнес-плана, и приступаем к техническому заданию на проектирование. Огромную помощь в этом нам оказывает Корпорация развития Южной Якутии во главе с Геннадием Федоровичем Алексеевым.
Мост: работаем
— Не могу не спросить, а мост?
— Работаем. Этот проект был презентован на полях Минтранса России на Восточном экономическом форуме и вызвал большой интерес. Глава нашей республики Егор Борисов встретился с компанией «Синогидро», с которой еще в прошлом году Росавтодор подписал меморандум, в ближайшее время начнется разработка финансовой модели и до конца года будет внесена частная концессионная инициатива.
— Сдвинулось?
— Очень надеемся.
Аэропорты и самолеты
— А что с авиаперевозками? Какие здесь приоритеты?
— Приоритет — развитие наших авиапортов. Лишь восемь из 32 имеют искусственное покрытие, остальные грунтовые. Важным шагом стало принятие федеральной программы развития Дальнего Востока, в которую включено финансирование реконструкции 15 наших аэропортов на 27 млрд рублей. По 12 аэропортам мы уже получили положительные заключения Главгосэкспертизы. По трем – Зырянка, Нерюнгри и Депутатский надеемся получить заключение до конца 2016 года. Более чем 670 млн рублей из средств федерального бюджета ушло на проектные работы. Но пока из-за оптимизации расходов федерального бюджета есть понимание по реконструкции трех аэропортов, а также взлетно-посадочной полосы аэропорта «Якутск». Еще одно приоритетное направление — модернизация и обновление парка воздушных судов.
— Для малой авиации тоже?
— Использование зарубежных судов из-за подорожания лизинговых платежей стало очень дорогим, поэтому серьезно рассматриваем предложения Новосибирска, где планируется реанимация самолета Ан-2. Кстати, одна из задач, обозначенных в Стратегии-2030, — организованная подготовка пилотов для малой авиации и создание инфраструктуры, в том числе технических центров. Сегодня в республике идут процессы по созданию авиационного холдинга на базе авиакомпаний «Якутия» и «Полярные авиалинии», что должно дать хороший экономический эффект.
Железная дорога – это новая жизнь
— Хочу вернуться к железной дороге. Сегодня в России стали популярными контейнерные перевозки. Есть ли они у нас и насколько это выгодно?
— Вы имеете в виду прямые контейнерные поезда? Они уже работают и не только до Томмота, грузополучатели могут получить груз в Якутске. Прямые ускоренные контейнерные поезда ходят по особому графику, и груз из Москвы можно получить в течение 10-15 дней. Ввод железной дороги позволит официально открыть станцию для грузовых операций и отправлять грузы из любого города страны до станции Нижний Бестях, тем более что здесь предусмотрена вся инфраструктура для переработки грузов. Уже сегодня на том берегу смонтирован кран для их перевалки, чтобы удешевить паромную составляющую.
С введением мостового перехода через реку Лену такой вид доставки будет еще дешевле. Главное – скорость доставки, речной транспорт не идет ни в какое сравнение. Никаких задержек из-за обмеления реки. Я был в центре контейнерных перевозок в Новосибирске, и выяснилось, что последние два-три года рост таких перевозок в нашем направлении ежегодно составляет 10-15%.
— Теперь хорошо бы наполнить грузами контейнеры, идущие в обратном направлении.
— Пока вопрос стоит остро, но уверен, что решим и его, потому что железная дорога – это новые инвестпроекты, новые возможности для освоения сегодня труднодоступных месторождений. Это новая жизнь.

— Я абсолютно убежден, что все экономические преобразования должны служить людям, приводить к повышению благосостояния населения. Нам нужна сильная Россия и процветающая республика. Для этого необходимо идти по пути интенсивного развития экономики, который подразумевает прежде всего возведение инфраструктуры, модернизацию сетевого распределительного энергокомплекса, прокладывание автомобильных дорог, железнодорожных магистралей, развитие аэропортовой, морской и речной сети, возрождение Северного морского пути, газификацию населенных пунктов. Для развития экономики нужно поднимать производство, промышленность. И при этом создать такие условия, при которых вывод средств за рубеж станет невыгодным. В этом случае все денежные средства, которые будут направлены на развитие экономики из госбюджета, Фонда национального благосостояния или Резервного фонда, будут пущены на поднятие промышленности и оставаться в России.
Строительство крупных инфраструктурных объектов приведет к тому, что появятся новые рабочие места, будет рост заработной платы. Но самое главное, мы сможем обеспечить наполнение государственной казны, средства которой должны идти на помощь тем, кто в этом нуждается – ветеранам, пенсионерам, инвалидам, малоимущим слоям населения, многодетным семьям. Все это абсолютно реально и это надо делать. Делать прямо сейчас.

Народный депутат Республики Саха (Якутия),
генеральный директор ПАО «Якутскэнерго» Олег Тарасов
  Поделиться:
     
  2016-09-16    
     
  Вы можете составить собственный прогноз о развитиии ситуации, сопоставив факты из статей, относящихся к текущей новости:    
     
 
  • Тормозится сдача в эксплуатацию жизненно-важной для Якутии ж/д линии
  • Вопросы развития железнодорожного транспорта Якутии рассмотрены у Евгения Ч ...
  • Полпред: железная дорога в Туве не может строиться без государства
  • На достройку железной дороги до Якутска планируют направить почти 2 млрд ру ...
  • РФ в 2017-2019 гг может выделить 104 млрд рублей на инвестпроекты РЖД
  • Объем инвестиций в Мурманский транспортный узел составит 145 млрд рублей
  • ЖД магистрали в обход Украины и к Керченскому мосту могут не построить
  •    

     


     
     
    © 2011-2016 Развитие железных дорог.