Интерактивная Яндекс.Карта
строящихся и прогнозируемых ж/д Евразии
   
 
Новости железной дороги. Строительство железных дорог. Снабжение железных дорог. Строительство ж/д, реконструкция, модернизация. Инвестиции. » Азербайджан торопит, но Иран и Турция нажали на тормоза Аналитика




 
     
 

Азербайджан торопит, но Иран и Турция нажали на тормоза Аналитика

Автор: Мурад Самедов 

В предыдущей аналитической статье haqqin.az попытался проверить экономическую обоснованность заявления главы АЖД Джавида Гурбанова, утверждающего, что страна в будущем получит 2,5 миллиарда долларов от транзита грузов. После того как была отдельно рассмотрена экономическая составляющая каждого из маршрутов, над которыми сейчас работают наши железнодорожники, был сделан вывод, что добиться транзита в 50 миллионов тонн грузов (2,5 миллиарда долларов) вполне реально. 

Теперь же haqqin.az поставил целью установить хотя бы приблизительные сроки, когда стране удастся выйти на такой уровень транзита грузов. Надо сказать, что задача эта оказалась не из самых простых, в первую очередь потому, что порой получить у азербайджанских чиновников нужную статистическую информацию о ходе строительства того или иного объекта государственного значения превращается в невыполнимую задачу. С журналистами делиться информацией никто не спешит, а для такого анализа статистических данных потребовалось очень много. Тем не менее, несколько официальных запросов в ЗАО «Азербайджанские железные дороги» принесли свои плоды, и в наших руках оказались необходимые сведения, чтобы представить общую картину нынешних и будущих грузоперевозок. Но об этом чуть позже.

alt

По Азербайджану пойдут десятки миллионов тонн грузов

Как уже сообщалось неоднократно, выгодное географическое положение Азербайджана позволяет стране стать транзитным хабом на самых разных железнодорожных маршрутах: из Китая в Европу, из Индии в Скандинавию, из Ирана в Россию и др. Присоединение Азербайджана к этим международным транспортным коридорам сулит стране привлечение десятков миллионов тонн транзитных грузов. 

В одном из своих последних резонансных интервью глава азербайджанских железных дорог Джавид Гурбанов назвал сумму в 2,5 миллиарда долларов, которые страна может ежегодно получать от транзита грузов. И задача обеспечить переброску через территорию страны 50 миллионов тонн грузов, которые могут дать такой доход, уже решается.

Азербайджан располагается на сравнительно небольшой площади, и максимальная протяженность железной дороги через территорию страны едва превышает 500 километров. На фоне тысячекилометровой протяженности маршрутов, к примеру, из Китая в Европу или из Индии в Скандинавию, этот показатель смотрится довольно скромно.

Для ясности картины стоит показать принцип, по которому работают транспортные коридоры. К примеру, Транскаспийский транспортный маршрут, именуемый еще и Новым Шелковым путем, представляет из себя цепочку из пяти звеньев.

alt

Этими звеньями являются Китай – Казахстан – Азербайджан – Грузия - Турция. Соответственно, какой-то из участков этого огромного пути больше, а какой-то меньше. Однако маршрут не будет работать, если хотя бы одно звено выпадет или не будет задействовано. В случае же нормального функционирования всего маршрута транзит тонны груза, условно говоря, будет стоить 100 долларов, и эта сумма будет делиться между всеми странами-участницами в соответствии с протяженностью участка пути, проходящего через каждую из стран.

Азербайджан заработает больше, чем Грузия, но меньше, чем Казахстан

То есть конкретно, Азербайджан будет зарабатывать больше, чем Грузия, но меньше, чем Казахстан. Вместе с тем все партнеры по маршруту, в том числе и Азербайджан, связаны между собой обязательствами по реализации проектов, в которые они вовлечены.

Сегодня Азербайджан работает над реализацией сразу нескольких транспортных маршрутов: Север-Юг, Юг-Запад, Восток-Запад. Именно на этих маршрутах азербайджанские железнодорожники намерены организовать транзит грузов, обеспечивая приток валюты в страну.

Как известно, Азербайджан прилагает колоссальные усилия для реализации самого стратегически важного транспортного коридора в регионе - Север-Юг. Этот путь объединит в один транспортный маршрут Индию, страны на побережье Индийского океана, Иран, Азербайджан, Россию и скандинавские государства. Перспективность проекта обуславливается растущим из года в год товарооборотом Индии с Россией и Скандинавией.

alt

Для окончательного запуска транспортного коридора Север-Юг необходимо достроить железнодорожную линию Астара-Решт-Казвин, проходящую по территории Ирана. В принципе, прокладка участка между Рештом и Казвином близится к завершению, и теперь все упирается в доводку 153-километрового перегона Астара-Решт. Азербайджану также необходимо соединить свою железнодорожную систему с иранской, для чего уже завершается возведение железнодорожного моста Астара (Азербайджан) - Астара (Иран) и 8-километрового пути на подъезде к азербайджано-иранской границе.

Путепровод готов

Как удалось выяснить haqqin.az, строительство этого путепровода уже практически завершено, и он будет готов к использованию уже в конце октября. Длина моста из бетонных конструкций составляет 82,5 метра, а его высота и ширина 8 и 11,8 метров, соответственно. Все три пролета моста уже готовы, и в настоящее время производятся завершающие работы по бетонированию.

Азербайджанская сторона уже завершила и выкуп земельных участков вдоль будущего полотна для строительства 8,3-километрового участка Астара (Азербайджан) - Астара (Иран), для чего были заключены коммерческие сделки с 205 гражданами, имевшими собственность вблизи железнодорожных объектов. Завершен и перенос с данной территории электрических линий высокого напряжения, а газовые линии заново проведены под железной дорогой.

Вдоль будущей железной дороги сняты пласты мягкого грунта, вместо которых выстлана скальная порода. Из 510 тысяч кубометров материалов, требующихся для стройки, уже доставлены 495. 

 

Впечатляет и скорость проводимых работ: ежедневно на участок доставляется более трех тысяч кубометров грунта. В настоящее время земляное полотно на протяженности 4,7 км будущей железной дороги приведено в полную готовность и начаты различные тесты на прочность.

Под железной дорогой построены 14 переходов для населения и перегона скота. Установлены устройства, предназначенные главным образом для отвода и сбора воды. На новом земляном покрытии уже проложены 5,375 километра рельсового полотна. Еще на 4 километрах дороги на территории станции Астара проведен комплексный ремонт. Строители завершили также инженерно-топографические работы на участке от железнодорожного моста над рекой Астарачай до терминала.

Одним словом, азербайджанским железнодорожникам на южных рубежах страны скучать не приходится – все работы осуществляются в напряженном темпе. 

Иран нажал на тормоза

К сожалению, этого нельзя сказать об иранской стороне. Иран обязался довести железную дорогу до границы с Азербайджаном, чтобы соединить железнодорожные системы двух стран, но, если верить публикациям иранских СМИ, процесс в этом направлении пока не сдвинулся с инженерно-топографических работ.

alt

В то же время, помимо этого сравнительно небольшого участка, иранской стороне необходимо завершить доводку 153-километрового перегона Астара-Решт, который даст возможность открыть прямое железнодорожное сообщение из иранского порта Бандар-Аббас в Азербайджан, а отсюда в Россию и скандинавские страны. В настоящее время правительство Ирана изыскивает возможности финансирования строительства, и Азербайджан, учитывая важность и выгоду от будущего маршрута, выразил готовность оказать помощь в поисках кредитной организации, которая сможет выделить необходимые 500 миллионов долларов. Таким образом, можно констатировать, что азербайджанская сторона делает все возможное для запуска маршрута Север-Юг, и дело теперь только за другими партнерами.

Но время - деньги…

Не дожидаясь завершения строительства иранского участка и ввода в эксплуатацию всего коридора, «Азербайджанские железные дороги» включились в борьбу за транзит грузов, инициировав для грузоперевозчиков временный маршрут. Разработана схема, по которой грузы из Индии, Ирана и других стран будут транспортироваться до иранского Решта по железной дороге, а оттуда доставляться в Азербайджан автомобильным транспортом.

Даже учитывая разгрузку товаров в Иране и их повторную загрузку в вагоны в Азербайджане, этот маршрут более выгоден по времени, чем ныне действующий морской вариант. До последнего времени значительным препятствием для интенсивности подобного маршрута являлись госпошлина и дорожный налог, которыми облагались владельцы фур и грузовиков при въезде на территорию Азербайджана, что существенно сказывалось на конечной стоимости грузоперевозок. Недавний революционный указ Ильхама Алиева об их отмене позволил железнодорожникам активизировать грузопоток.

alt

За дело берется ADY Express

Сравнительно недавно дочерняя логистическая компания «Азербайджанских железных дорог» ADY Express транспортировала из Ирана в Россию сжиженный газ бутадиен. Химическая продукция была перевезена маршрутом Север-Юг с использованием так называемых танк-контейнеров. Уже свыше 60 таких танк-контейнеров были переправлены в Россию через территорию Азербайджана. 

Наша страна активно работает над еще одним проектом: коридором Юг-Запад. Это направление представляет собой чрезвычайно протяженный маршрут: Индия – Иран – Азербайджан - Грузия - Черное море - Европа. Его реализация обусловлена растущим изо дня в день товарооборотом между Индией и европейскими странами.

Ежегодный товарооборот между Индией и Европой составляет на сегодня 25,5 миллиона тонн, и 94% этих грузов перевозятся дорогостоящим и длительным морским путем из Индийского океана через Суэцкий канал и Средиземное море.

Коридор Юг-Запад гораздо более привлекателен для переброски грузов, поскольку сокращает время их доставки в 2-3 раза и заметно снижает транспортные расходы. Полноценный запуск этого маршрута состоится после соединения железнодорожных систем Ирана и Азербайджана, однако компания ADY Express уже начала привлекать грузы для транзита по этому маршруту.

Так, с железнодорожной станции Астары в Батуми были отправлены два тестовых вагона со 120 тоннами легкого нефтяного дистиллята, доставленного из Ирана пятью грузовиками на Астаринский контрольно-пропускной пункт. Из Батумского порта груз будет отправлен морским путем через Черное море до пункта назначения. На начальном этапе по такой схеме планируется ежемесячно поставлять до 10 тысяч тонн грузов. С полным вводом в эксплуатацию коридора Юг-Запад этот показатель вырастет в десятки раз.

alt

В настоящее время Азербайджан в полную силу вовлечен и в работу Транскаспийского международного транспортного маршрута, цель которого заключается в обеспечении грузоперевозок между Китаем, Средней Азией, странами Каспийского и Черноморского бассейнов со странами Европы. Этот маршрут уже доказал свою эффективность: по нему за указанное Азербайджаном время, то есть за две недели, из Китая в Европу через Азербайджан уже проследовали три железнодорожных состава.

И снова задержка на дороге Баку-Тбилиси-Карс

Важнейшим звеном этого транспортного коридора является строящаяся железная дорога Баку–Тбилиси–Карс (БТК), которую абсолютно справедливо называют крупнейшим транспортным проектом в истории Азербайджана, т.к. благодаря ему страна впервые получит прямой выход к железнодорожной системе Европы.

Задержка с реализацией этого проекта связана с его турецким участком. Несмотря на то, что это самый короткий участок железной дороги, его строительство постоянно сталкивается с различными проблемами экономического и политического характера. Еще бывший премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу заявлял, что данная железная дорога будет введена в строй в первой половине 2016 года, но пока дело продвигается крайне медленно.

Свой участок железной дороги Азербайджан давно отремонтировал и привел в полную готовность для прогона поездов. Учитывая исключительную стратегическую и экономическую значимость проекта Баку-Тбилиси-Карс, Азербайджан даже помог Грузии с финансированием строительства ее участка. По имеющимся сведениям, строительство грузинского участка железной дороги будет полностью завершено к концу этого года.

alt

Работы на участке Марабда-Тетрискаро завершены на 91,82%, Цалка-Ахалкалаки - 78,1%, а Тетрискаро-Цалка - на 84,5%. Завершается строительство административного здания станции и других гражданских объектов в Ахалкалаки. Станция уже присоединена к железнодорожному участку Ахалкалаки-Карцахи (грузинско-турецкая граница). Что касается самого участка Ахалкалаки-Карцахи, то здесь заканчивается укладка земляного полотна и монтаж искусственных установок, проложены рельсы.

В грузинской зоне уже обеспечен проезд тепловозов с рабочими вагонами. На основном участке проекта, соединяющем Грузию с Турцией, завершены работы по прокладке тоннеля протяженностью 2070 метров, и в настоящее время производится его бетонирование. На участке Марабда-Ахалкалаки был запущен тестовый грузовой поезд. Более того, для эксплуатации железнодорожной магистрали Баку–Тбилиси-Карс Азербайджан закупил у компании Stadler Rail Group 30 вагонов. Все это свидетельствует о том, что наша страна полностью готова к запуску БТК, практически на стадии завершения все работы и в Грузии. Так что, дело только за Турцией.

В одном из своих последних интервью глава АЖД Джавид Гурбанов внес оптимистическую ноту, заявив, что работы на турецком участке БТК завершены на 80 процентов. Турецкая сторона, несмотря на напряженные политические события в последнее время у себя в стране, в очередной раз заявила о своей приверженности к реализации Баку-Тбилиси-Карс. По заверению Минтранса Турции, их участок железной дороги будет готов в 2017 году.

alt

С вводом в эксплуатацию проекта БТК Азербайджан сможет не только увеличить грузоперевозки по Транскаспийскому маршруту, но и получит возможность вывозить свою продукцию на европейские рынки, что крайне важно в связи с реформами правительства по диверсификации экономики и развитию ненефтяной конкурентоспособной промышленности. 

Наше резюме

Из всего сказанного следует, что Азербайджан в полном объеме выполнил все свои обязательства перед партнерами как по проекту Баку-Тбилиси-Карс, так и по маршруту Север-Юг. Но международные железнодорожные перевозки такая сфера, в которую включены сразу несколько стран, и без функционирования хотя бы одного звена в цепи нельзя полноценно запустить весь транспортный маршрут.

Азербайджанские железнодорожники действительно в кратчайшие сроки реализовали поставленную перед ними задачу. Но нужно ли было так спешить Джавиду Гурбанову и его новой команде, ведь все равно придется ждать выполнение обязательств другими партнерами по железнодорожным проектам? Как бы то ни было, упрекнуть сегодня Азербайджан в задержке с реализацией транспортных коридоров никто не может.

  Поделиться:
     
  2016-10-04    
     
  Вы можете составить собственный прогноз о развитиии ситуации, сопоставив факты из статей, относящихся к текущей новости:    
     
 
  • Индия приступает к грузоперевозкам в Россию через Азербайджан
  • Иран огласил сроки завершения строительства железной дороги Казвин-Решт
  • Россия, Азербайджан и Иран ищут источники финансирования ж/д проекта "Решт ...
  • Азербайджан поможет Ирану найти средства на строительство железной дороги
  • Иран и Азербайджан договорились по кредиту на строительство железной дороги
  • Иран начал укладку рельсов железной дороги Астара – Астара
  • Азербайджан инвестирует $60 млн в иранский проект
  •    

     


     
     
    © 2011-2016 Развитие железных дорог.