Интерактивная Яндекс.Карта
строящихся и прогнозируемых ж/д Евразии
   
 
Новости железной дороги. Строительство железных дорог. Снабжение железных дорог. Строительство ж/д, реконструкция, модернизация. Инвестиции. » Виктор Молозин: «Клал бы рельсы и дальше, да Земля закончилась…»




 
     
 

Виктор Молозин: «Клал бы рельсы и дальше, да Земля закончилась…»

Виктор Молозин: «Клал бы рельсы65279; и дальше, да Земля закончилась…» Фото: КРАСНЫЙ СЕВЕР

Газовую столицу региона навестил Виктор Молозин – почетный гражданин ЯНАО, легендарный бригадир монтеров пути. В этот раз Виктор Васильевич ничего не строил – просто соскучился в Тюмени и решил вспомнить молодость, проведенную на Севере, пообщаться с земляками.

На его пиджаке целый ряд наград: Звезда Героя Соцтруда, ордена Ленина, Трудового Красного Знамени и Дружбы народов, медаль «Почетный гражданин Ямала» и «Почетный транспортный строитель». Все они – за многолетний труд по освоению территории округа. В новоуренгойском районе Коротчаево одна из улиц названа его именем.   

Первым делом знаменитый путеец с интересом осмотрел новый железнодорожный вокзал и местную достопримечательность – памятник локомотиву, который много лет назад привез стройматериалы для возведения будущей газовой столицы. Виктор Васильевич искренне порадовался: «Город развивается, строится много жилья… Это значит, наш тяжелый труд по прокладке железной дороги был ненапрасным». Один из первопроходцев Севера, он вспоминает, как 40 лет назад с коллегами жили в палатках, а то и в землянках, вагончики на четверых были радостью, а уж «бамовские» двухэтажки и вовсе считались счастьем. Сегодня те деревянные «хоромы» признаны ветхими и аварийными, людей переселяют в крепкие кирпичные дома, и это вселяет оптимизм – жизнь продолжается!      

– После того, как я проложил дорогу от Тюмени до Ямбурга, начал возводить наливные сооружения, химкомплекс, – вспоминает наш собеседник. – Думал, уж теперь-то всё есть – но, оказывается, до сих пор строят, не останавливаются. Я очень доволен!

ВСЯ  ЖИЗНЬ  В  ПУТИ

В далекой молодости Виктор Молозин с юной супругой Татьяной уехал из родной деревни в Алтайском крае на комсомольско-молодежную стройку. Рабочие прокладывали железнодорожные пути в Казахстане и в Красноярском крае, а в конце 60-х годов их «Тюменьстройпуть» во главе с Дмитрием Коротчаевым перебросили в Тюменскую область. На севере региона нашли нефть и газ, нужно было срочно организовать постоянную доставку на месторождения оборудования для добычи полезных ископаемых. Самый дешевый способ круглогодичной перевозки грузов – железнодорожным транспортом. Следовательно, потребовалось обустроить трассу от Тюмени до Тобольска и Сургута, а затем – до Нижневартовска, Уренгоя и дальше, до самого Ямбурга. По приблизительным подсчетам, бригадир строительно-монтажного поезда 522 Виктор Молозин проложил за трудовую карьеру более 1600 километров стальных магистралей. 

– Наша бригада, выйдя из Тюмени, первым делом валила лес: чтобы построить дорогу, надо же сначала прорубить просеку шириной метров в сто, – говорит Виктор Молозин. – Следом шла мехколонна, которая корчевала из земли всё лишнее и готовила насыпь. После них рабочие строили мосты. И затем на готовом участке мы начинали укладку путей – нам подавали 25-метровые звенья рельсов, мы их монтировали вне зависимости от погоды. Газ и нефть стране нужны были срочно, поэтому путейцев постоянно подгоняли.  

– Когда укладывали железную дорогу, свои «дома» всюду возили за собой, – продолжает Виктор Молозин. – На платформы поставили ряд жилых вагончиков на четверых работников каждый, еще в одном обустроили кухню, отдельно – баню и «красный уголок». Вагончики эти обогревались печурками, и счастье было, когда позже туда провели электричество. Питались, помимо тушенки, сухой картошкой, сушеным луком. Километров 20 уложим и строим новый тупик для своего жилья. От разъезда до разъезда так и продвигались: впереди была заснеженная тундра, позади оставались рельсы. Так я и прожил 35 северных лет в вагончике на платформе.

Жена с сыном Володей оставались на базе, вначале под Тобольском, потом в Коротчаево. Члены семьи временами подолгу не виделись, но супруга на судьбу не жаловалась. Скоро будет 60 лет их совместной жизни. 

И  ГДЕ  ТОЛЬКО  БРАЛИ  ЭНЕРГИЮ...

Коллектив у бригадира Молозина был сплоченный – многие проработали вместе всю жизнь: трудоустроились сразу после армии, а уволились прямиком на пенсию. Молодежь, которая ехала по комсомольским путевкам, была боевитой: на вопрос, зачем приехали на стройку, парни отвечали по-богатырски: «Силу свою узнать!» И энергии у них хватало даже на то, чтобы после 12-часового рабочего дня играть в футбол и волейбол. Сложно сказать, что им придавало сил – то ли романтика необжитых просторов, то ли уверенность в необходимости железной дороги, а значит, востребованности их труда. Вопросы о заработке стали задавать только в более позднее время, после перестройки… А тогда о деньгах особо и не думали, хотя зарплата всегда была хорошей: 600–800 рублей в месяц.

Примечательно, что на столь тяжелой работе в какой-то период оказалось много девушек. Они занимались балластировкой пути, закручивали болты. Потом женский труд ограничили.   

«ЧТО  Я  ТЕПЕРЬ  БУДУ ДЕЛАТЬ?»

В декабре 1980 года, говорит Виктор Владимирович, он с бригадой пришел в поселок Коротчаево и встал: газовики не хотели впускать железнодорожников в Новый Уренгой. Чтобы железная дорога не пересекала жилую зону, они предлагали провести трассу с «Фарафонтьевской» на аэропорт, обойти населенный пункт и идти на Ямбург. «На месте нынешней автобазы я стоял два месяца, пока наш начальник поезда переписывался с Москвой, – признаётся Виктор Молозин. – Получилось ведь как: город проектировал один институт, а дорогу – другой, а согласования между ними не было. Но москвичи посчитали – раз посреди столицы страны располагается «Сортировочная» станция, то что такого, если какой-то там Новый Уренгой будет пересечен рельсами да шпалами. И велели делать по проекту. Так и протянулась «железка» через центр газовой столицы». 

Когда дошли до конца, до Ямбурга, последние ползвена пришлось класть прямо в воду Обской губы, а потом обрезать, – вспоминает Виктор Молозин. – Рельс 25 метров, а насыпи осталось только 12 метров. Земля закончилась! Думаю – что же я теперь буду делать?! Но потом сказали строить наливные сооружения, и еще 10 лет я жил на Ямбурге, сделал восемь путей для развития станции. Изначально хотели возводить там базовый город, но врачи признали, что детям в этой местности жить нельзя, и выстроили вахтовый поселок».

ПОКОЙ  НАМ  ТОЛЬКО  СНИТСЯ!

Больше десяти лет назад Виктор Молозин вышел на пенсию, живет на даче под Тюменью, растит правнуков. Но неспокойная натура и там не дает покоя: Виктор Васильевич активно участвует в жизни ямальского землячества, рассказывает школьникам об освоении округа, призывает не верить россказням о том, что Север отнимает у людей здоровье: «Если будешь работать на морозе, будешь еще сильнее тех, кто живет на юге!» 

– Лежу теперь в тепле и вспоминаю, как метели завывали, паровозы рядом гудели, вагоны раскачивались – и всё равно было хорошо, – подытоживая сказанное, мечтательно улыбается Виктор Молозин. – Жизнь, жалко, короткая. А то бы еще строил! Железная дорога дала большой толчок развитию территории, и я горжусь тем, что мне в жизни повезло ее строить! Это же здорово – видеть свой труд и понимать, что он до сих пор нужен и не пропал даром. 

В заключение Виктор Молозин пожелал нынешней молодежи продолжать осваивать Север и не бояться трудностей.      

 

Инна Лубковская
  Поделиться:
     
  2016-10-10    
     
  Вы можете составить собственный прогноз о развитиии ситуации, сопоставив факты из статей, относящихся к текущей новости:    
     
 
  • В 1959 году началось строительство железной дороги «Ивдель – Обь» - первой ...
  • Инвестпрограмма ОЖД на 2011 год — почти 50 миллиардов
  • РЖД вложит в Октябрьскую железную дорогу около шестидесяти миллиардов
  • Иран позвал Украину строить железную дорогу
  • Нам нужны рельсы!
  • Украина проиграла России конкуренцию за Новый шелковый путь
  • В строительство железнодорожных мостов в Тверской области будет инвестирова ...
  •    

     


     
     
    © 2011-2016 Развитие железных дорог.