Интерактивная Яндекс.Карта
строящихся и прогнозируемых ж/д Евразии
   
 
Новости железной дороги. Строительство железных дорог. Снабжение железных дорог. Строительство ж/д, реконструкция, модернизация. Инвестиции. » Обойдемся без Прибалтики? Россия отказывается от транзита своих грузов через прибалтийские страны


 
     
 
Обойдемся без Прибалтики? Россия отказывается от транзита своих грузов через прибалтийские страны

/ИАИ Столетие/ Недавно руководитель «Транснефти» Николай Токарев пообещал президенту России Владимиру Путину, что через два года Россия полностью прекратит перевалку нефтепродуктов через страны Прибалтики. Выиграют от этого российские порты – Усть-Луга и Приморск на Балтике, Новороссийск на Чёрном море. Это заявление не прозвучало громом с ясного неба, ибо стратегию вывода транзита из недружественного региона Москва начала осуществлять уже достаточно давно.

Профессор кафедры европейских исследований факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета Николай Межевич в беседе с автором этих строк посоветовал не искать в ситуации с выводом транзита особой политической подоплёки. «Москва давно уже провозгласила постепенную смену маршрута части своих грузовых потоков – и, прежде всего, речь идет о нефти и нефтепродуктах, которые переводятся в российские порты. Разговоры на эту тему идут уже лет двадцать пять. А лет пятнадцать назад началось реальное движение в этом направлении, и уже лет десять, как появились первые конкретные результаты.

Но транзит – это ведь серьёзные деньги и многочисленные рабочие места, – и особой политической подоплеки в том, что Россия хочет перевести свои грузопотоки к себе, нет. Голая экономическая целесообразность.

Даже мэр Риги Нил Ушаков, недавно выступая у нас, в Санкт-Петербургском государственном университете, признал, что каждый, в первую очередь, заботится о своём национальном кармане. Заметьте, в Москве никто не говорил, что торгово-экономические отношения с той же Латвией полностью прекращаются. Сказано лишь, что они должны являться взаимовыгодными».

Вопрос собственной выгоды в России в последние годы научились понимать очень чётко. «Если в прошлом году там (в странах Балтии – В.С.) переваливалось порядка 9 млн тонн нефтепродуктов, то в этом году – 5 млн тонн. До 2018 года мы сократим этот грузопоток до нуля. Будем загружать свои порты, поскольку есть профицит мощностей. В соответствии с поручением правительства мы переориентируем грузопотоки с прибалтийских портов – Вентспилса, Риги», – сказал Токарев Путину. Полная загрузка российских мощностей, по словам главы «Транснефти», возможна на уровне 32 млн тонн в год – и часть из них сейчас до сих пор не востребована. Требуется эту ситуацию исправить.

К слову, ещё на исходе 2014 года «Транснефть» сделала громкое заявление о своем отказе от услуг Риги и Вентспилса в пользу Приморска, Усть-Луги и Новороссийска. К тому моменту около 14 млн тонн нефтепродуктов из России поступали в латвийские порты. Из этих объемов примерно 7,5 млн тонн шли через систему трубопроводов «Транснефти», а ещё примерно столько же перегружались в цистерны для доставки портовым стивидорам. Но компания приняла меры, чтобы такое изобилие для прибалтов закончилось. «Все меры технического порядка нами разработаны и предусмотрены. Сегодня последние согласования проводятся с "Российскими железными дорогами", с нефтяными компаниями. Нужно сбалансировать финансовую составляющую всей этой схемы, чтобы была равнодоходность при изменении направлений грузопотоков. Задачу эту, мне кажется, мы решили, и в самое ближайшее время, может быть, конец января – февраль (2015 года), уже начнется практический "разворот" объемов в наши российские порты», – заявлял почти два года назад Н. Токарев. И за минувшее с тех пор время объем перевозки через Прибалтику действительно упал почти в два раза. Данный шаг действительно готовился в течение многих лет: порты Усть-Луга и Приморск, уже сейчас отобравшие большую часть грузов у Прибалтики, начали развиваться 14−15 лет назад. Они как раз и создавались для того, чтобы минимизировать зависимость от прибалтийского транзита. И символично, что «Транснефть» впервые объявила об очередной смене своих маршрутов именно под конец того самого года, в течение которого отношения России и Латвии ухудшились, по сути, до антарктического холода. Ранее, в 2006 г., Россия прекратила отгружать нефть через литовский порт Бутинге, в 2009-м – через украинскую Одессу.

Сейчас же реализация проекта увеличения мощности нефтепродуктопровода Кстово-Ярославль-Кириши-Приморск («Север») до 25 млн тонн в год позволит, начиная с 2018 года, полностью перенаправить в порты Приморск и Высоцк объемы дизельного топлива, которые в настоящее время переваливаются в Риге и Вентспилсе.

В нынешнем году по системе «Север» планируется транспортировать и перевалить в Приморске 15,5 млн тонн дизтоплива. Тем временем в Вентспилсе будет перевалено 2,6 млн тонн топлива, поступающего по трубе, в Риге и Вентспилсе – 3,6 млн тонн, транспортируемых по железной дороге (из которых наибольший объем придется на «Башнефть» – 1,7 млн тонн). 700 тыс. тонн будет перевалено на нужды «Роснефти», 500 тыс. тонн – на «Газпром нефть», 200 тыс. тонн – на «Лукойл».

28 сентября специальный представитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов провел совещание, посвящённое переброске грузопотоков из Прибалтики в отечественные порты (речь в основном шла о перевалке сухих грузов). Тем временем грузооборот Рижского порта только в первом квартале 2016 года сократился на 13,8% в сравнении с тем же периодом прошлого года. Таким образом, оборот порта латвийской столицы составил 9,1 млн тонн. «Значительнее всего снизилась перевалка наливных грузов – на 14,5%, до 2,5 миллионов тонн. Снижение перевалки сыпучих грузов составило 13,6%, до 5,2 миллиона тонн, генеральных – 13,6%, до 1,4 миллиона тонн», – сообщили в администрации Рижского порта. Основной причиной сокращения является то, что Россия стала транспортировать большее количество грузов через свои порты. Больше всего в первые три месяца года в Риге перевалено угля (32,4%) и нефтепродуктов (27,3% грузов). Доля контейнерных грузов составила 10%, химических – 8,6%, древесины – 6,6%. Кстати, перевалка угля в Рижском порту за 2015 г. сократилась на 3% или 400 тысяч тонн.

При этом с 2010 года постепенно падал грузооборот и через другие порты, в том числе через Эстонию. Согласно официальному отчёту эстонских гаваней, объём транзита нефти и нефтепродуктов в 2015 году уменьшился в них на 5,8 млн тонн – в результате чего республика потеряла более 9,5 млн евро. В Литве же подобных потерь не предвидится по одной простой причине: сокращение экспорта российской нефти через порты в Клайпеде и Бутинге произошло ещё год назад. В соответствии с отчётом администрации этих гаваней за 2016 год годовой оборот с Российской Федерацией в первом полугодии составил менее 5%.

Деловых людей в странах Балтии действия россиян, естественно, печалят. Особенно расстроены железнодорожники, лишающиеся значительной части грузооборота. Тут надо понимать, что до недавнего времени «Латвийская железная дорога» (2% ВВП в государстве, 15 тыс. работников) считалась одним из наиболее перспективных и преуспевающих предприятий в республике. Поэтому немало представителей местной молодежи, обдумывающих житье, выбирают себе профессии машинистов, составителей поездов, дежурных по станциям, железнодорожных мастеров. Работники получают основную зарплату и квартальную премию, которые привязаны к объему перевозок – так, размер премии составляет до 15% от годового заработка. Сейчас из-за снижения объема грузоперевозок работники остались без премий.

Заместитель председателя профсоюза железнодорожников и отрасли сообщений Латвии Александр Мухлинкин считает, что если число перевозок продолжит снижаться, то предприятию ежегодно придется увольнять до 500 человек.

Руководитель ЛЖД Эдвин Берзиньш тоже не исключает сценария увольнения работников.

В свою очередь, министр сообщения Латвии Улдис Аугулис признал, что если положение не изменится, то потребуется обратиться за помощью к правительству, дабы то придумало какие-либо меры, чтобы не увольнять людей. Однако пока что многие представители властей тешатся самоуспокоительными заявлениями. Так, председатель Рижского свободного порта, вице-мэр латвийской столицы Андрис Америкс считает, что разговоры о том, будто РФ намерена полностью переориентировать грузопотоки из портов Латвии в свои гавани, так и останутся разговорами. «Я эти разговоры слышу как минимум на протяжении восьми лет. Конечно, Россия очень многое сделала для того, чтобы её порты соответствовали всем необходимым требованиям. Однако вся эта информация от анонимных источников и некоторых политиков… Сейчас можно записать их слова и вернуться к этому вопросу в 2020 году. То есть в 2020 году всё равно в Рижском порту будут грузы, правда, не могу сказать в каком объёме, это будет зависеть от рыночной экономики. Петр I выбивал окно в Европу через Ригу, вся инфраструктура и железные дороги под это подстроены. Поэтому мы очень спокойны», – сказал Америкс.

Глава организации «Балтийская ассоциация – транспорт и логистика» Инга Антане считает, что Латвия должна срочно заняться разработкой концепции развития своих гаваней. «О том, что Латвии надо подумать о новых инструментах, новых видах грузов, эксперты Всемирного банка предупреждали уже несколько лет назад. Уже тогда было известно о планах России серьёзно развивать собственные порты. Не знаю, не поздно ли, но сейчас последняя возможность для Латвии сесть и подумать об общей стратегии в отношении развития наших гаваней и транзита», – отметила Антане.

«Транзит Латвии на восемьдесят процентов состоит из российских грузов. Сами подумайте, что это значит для государства. В год данные грузы приносят нам около миллиарда евро», – подчеркнула эксперт.

Сейчас латвийские чиновники стараются доказать, что потери государства окажутся меньше, чем озвученный Антане миллиард евро. Так, парламентский секретарь министерства сообщения Эдгарс Таварс поспешил «успокоить» общественность. «Вся логистика в Латвии – это десять процентов от ВВП и примерно сто тысяч людей, которые работают в данном секторе. Если мы смотрим на внутренние грузы и транзит, то примерно 50 процентов транзита составляют российские грузы. Это (уход российских грузов) может означать потери в размере 200–250 миллионов евро ежегодно. Последствия могут ощутить 20–30 тысяч работников – и это могут быть очень серьезные потери», – пришлось признать Таварсу. По его мнению, привлечение белорусских и китайских грузов сможет примерно наполовину компенсировать потерю российского грузопотока. Но на то, чтобы компенсировать весь потерянный грузопоток, как сказал чиновник, могут уйти десятилетия.

Впрочем, у латвийских политиков своеобразный взгляд на вещи. Так, недавно президент Раймонд Вейонис заявил, что до тех пор, пока РФ не примет все меры, способствующие реализации соглашений в Минске, её отношения с официальной Ригой останутся «трудными», а антироссийские санкции будут продлены, несмотря на ущерб, которые они доставляют местной экономике. «Для нас, конечно, отношения с Россией очень важны – мы связаны не только границей, у нас есть экономические интересы, транзит и так далее. Но когда на весах стоят вопросы независимости и экономического благополучия, то мы выбираем независимость. Она играет для нас большую роль, чем экономические вопросы», – подчеркнул глава государства.

Именно Латвия, наряду с Эстонией, Литвой и Польшей, наиболее активно настаивают на продлении санкций против РФ. Это рождает у россиян вполне понятное раздражение. Так, политолог Александр Носович считает, что даже в случае восстановления Россией полноценных экономических отношений со странами «старой Европы» это не должно коснуться прибалтов. Он пишет: «Страны Прибалтики должны быть навсегда лишены выхода на российский рынок.

Самое худшее, что может сделать Россия на данном направлении – снова распахнуть свою широкую душу и кинуться помогать слабеющим от небывалой в истории депопуляции балтийским республикам. Опыт показывает, что в Прибалтике такой помощи не ценят, а в протянутую руку плюют.

Санкции против Литвы, Латвии и Эстонии никто отменять не собирается, президент Путин и его доверенные лица ставят задачу в ближайшие годы полностью отказаться от транзита российских грузов через эти страны. Как раз к тому времени, когда у Вильнюса, Риги и Таллина не останется достаточного количества налогоплательщиков для того, чтобы платить пенсии своим старикам, от их портов и железных дорог откажется последняя российская фирма. Больше Москве ничего делать не нужно. Только разорвать с балтийскими странами все возможные связи, изолироваться, устраниться от них, чтобы не пришлось потом решать их проблемы».
  Поделиться:
     
  2016-10-20    
     
  Вы можете составить собственный прогноз о развитиии ситуации, сопоставив факты из статей, относящихся к текущей новости:    
     
 
  • Конец балтийского транзита: Беларусь изменит потоки экспорта вслед за РФ
  • Руководитель железных дорог Эстонии ушел в отставку из-за Усть-Луги
  • РЖД/Морские порты/Инфраструктура - $15 млрд
  • Шлесерс знает, как спасти латвийский транзит
  • За первые два месяца года латвийские железнодорожники смогли увеличить объе ...
  • Венесуэльская нефть выручает украинский ж/д транзит
  • Электрификацию железных дорог Латвии начнут в восточно-западном направлении
  •    

     


     
     
    © 2011-2016 Развитие железных дорог.