Интерактивная Яндекс.Карта
строящихся и прогнозируемых ж/д Евразии
   
 
Новости железной дороги. Строительство железных дорог. Снабжение железных дорог. Строительство ж/д, реконструкция, модернизация. Инвестиции. » Журнал "Эксперт": На "РЖД" отрядили почти полтриллиона




 
     
 
Журнал "Эксперт": На "РЖД" отрядили почти полтриллиона
 
Инвестиционная программа ОАО "РЖД" утверждается в объеме около 400 млрд рублей. Помимо уже проводимой реконструкции БАМа и Транссиба "РЖД" будут строить подходы к Керченскому мосту в Крым и подходы в порту Тамань и ВСМ "Москва – Казань". К последнему проекту не удалось привлечь частных инвесторов, поэтому к 2018 году его доведут только до Нижнего Новгорода. Другая "победа" "РЖД" – решение правительства индексировать тариф на грузоперевозки на 10% в будущем году
 
Начиная обсуждение инвестиционной программы, премьер-министр Дмитрий Медведев в первую очередь обратил внимание на ее экономическую значимость.
 
"Сегодня именно инфраструктурные проблемы являются одним из основных ограничений для развития нашей страны. Исходя из этого, даже в достаточно жестких финансовых и бюджетных условиях мы продолжаем вкладывать в транспортные проекты серьезные средства", – заявил он на заседании правительства в четверг.
 
Однако прояснить неразбериху с цифрами нам пока не удалось. В октябре совет директоров "РЖД" предварительно одобрил корректировку инвестпрограммы компании на 2014 год с увеличением на 5,5% по сравнению с ранее запланированной – до 414,8 миллиарда рублей и снижение на 7,1% планов по инвестициям на 2015 год – до 389,8 миллиарда рублей. Однако Дмитрий Медведев назвал общую сумму инвестпрограммы "РЖД" на будущий год в "более 400 млрд рублей". И уточнил, что из общих средств инвестпрограммы в следующем году 110 млрд рублей будут выделены непосредственно из бюджета, еще 150 млрд рублей – из Фонда национального благосостояния, еще свыше 300 млрд рублей – через инвестпрограмму "РЖД" (получается более 500 млрд рублей). Владимир Якунин в четверг в Совете Федерации заявил, что "программой предусмотрено 396 млрд рублей инвестиций с лишним". Эксперты не исключают, что возможно, последний момент было решено добавить средств на какой-либо из инвестпроектов.
 
Ранее вице-премьер Аркадий Дворкович говорил, что утвержденный паспорт инвестпрограммы "РЖД" предусматривает проведение технологического и ценового аудита всех крупных проектов модернизации, в результате чего объемы финансирования могут быть уточнены в более низкую сторону. Но судя по всему, пересмотрели его в сторону повышений.
 
 
Почему нам важен БАМ
 
В прошлом году президент страны Владимир Путин распорядился выделить средства из Фонда национального благосостояния на три крупных проекта ОАО "РЖД" - модернизацию БАМа и Транссиба. Строительство ВСМ "Москва – Казань". Это было предложено в качестве одного из способов ускорения темпов роста экономики, точнее, сглаживание ее спада. Средства предлагалось выделять на возвратной основе, в виде размещения облигаций ОАО "РЖД".
 
Объем инвестпрограммы "РЖД" на 2014-2016 годы утвердили в прошлом году в объеме около 1,2 трлн рублей. Самые масштабные инвестиции – 562 млрд рублей – заложены на развитие Восточного полигона.
 
Общий объем инвестпрограммы "РЖД" на следующий год составит более 400 млрд рублей, из которых почти половина – средства господдержки. Около 90 млрд рублей выделяется на закупку пассажирских вагонов и грузовых и пассажирских локомотивов, причем почти все заказы размещаются на отечественных предприятиях (своего грузового парка у "РЖД" нет). Но основная часть средств также будет направлена на модернизацию железнодорожной сети, главным образом БАМа и Транссиба, на которых уже ведутся ремонтные работы. Еще в октябре этого года Дмитрий Медведев утвердил паспорт проекта модернизации БАМа и Транссиба, общий объем инвестиций до 2018 года составит 560 млрд руб.
 
"Эти дороги для нас очень важны, они должны помочь Сибири и Дальнему Востоку, поэтому мы вкладываем в модернизацию БАМа и Транссиба серьезные средства", – отметил глава кабмина.
 
Судя по всему, в ходе экспертного обсуждения сумма на модернизацию БАМа и Транссиба была урезана на 2 млрд. Во всяком случае сам глава ОАО "РЖД" Владимир Якунин ранее называл другие цифры:
 
"Некоторые утверждают, что мы сами по себе гуляем, как та киплинговская кошка. Это не так. Мы представили в правительство все необходимые документы. Правительство их приняло. Мы зафиксировали стоимость всего проекта – 562 млрд рублей, из которых 302 млрд – это деньги, которые "РЖД" должны инвестировать из заработанных средств", – говорил в СМИ Владимир Якунин.
 
По его словам, за период существования компании загрузка БАМа практически достигла 100%. По мнению ученых, если нагрузка на пути превышает 75%, то уже нужно необходимо планировать и приступать к их расширению.
 
"Наши предшественники были мудрыми и грамотными людьми, которые смотрели в будущее. Что касается того, что возить дальше, то БАМ в стратегии развития железнодорожного транспорта у нас рассматривается как инфраструктура прежде всего грузового назначения. Хотя, там будут ходить и пассажирские поезда. При проектировании мы получили от компаний заявок на 157 млн тонн новых грузов в год. Это на 55 с лишним млн тонн больше, чем сейчас. И нас в буквальном смысле вынудили согласиться, что объемы будут еще на 10 млн тонн больше", – говорит Владимир Якунин.
 
Потребность в перевозках по сибирским и дальневосточным магистралям будет только нарастать. Помимо действующих предприятий здесь планируется в ближайшие десять лет построить еще более десяти крупных предприятий по добыче и переработке полезных ископаемых.
 
 
Промышленники "сдали" тариф
 
Помимо существенных вливаний из госбюджета и ФНБ, "РЖД" получили от правительства долгожданный подарок в виде индексации в следующем году тарифа на грузоперевозки в 10%. В этом году рост тарифа монополиста был заморожен для поддержки крупных предприятий.
 
Ранее предусмотреть в бюджете индексацию тарифов поручил президент Владимир Путин, поскольку в ином случае железнодорожники, и без того дотирующие крупные компании в этом году, могут понести до 100 млрд рублей убытков.
 
Однако некоторые крупнейшие экспортные сырьевые компании сразу же выступили против инициативы президента, опасаясь потери прибыли. С письмами в правительство уже обратились НП "Русская сталь", Российская ассоциация производителей удобрений (РАПУ), "Русал", "Куйбышевазот", "Тольяттиазот", НП защиты интересов грузовладельцев в сфере железнодорожного транспорта и "Кузбасразрезуголь".
 
"Нужно учитывать, что заниматься реализацией этих масштабных проектов приходится не в самой простой обстановке, в том числе из-за искусственного ограничения доступа на рынки капитала для российских компаний и банков, – заявил в четверг Дмитрий Медведев. – Мы эти трудности понимаем, поэтому приняли непростое решение – проиндексировать в следующем году на 10% грузовые железнодорожные тарифы, также в качестве субсидии для поддержания финансовой стабильности компании из федерального бюджета выделено 30 млрд рублей".
 
В ОАО "РЖД" считают, что монополия и без того долгое время поддерживала промышленность:
 
"За счет регулярного сдерживания экономически обоснованного роста железнодорожных тарифов был обеспечен существенный рост объемов производства, особенно в добывающих отраслях, – пояснил "Эксперт Online" источник в компании. – Согласно статистике, с 1991 года по август 2014-го при росте цен в промышленности в 175,8 раза (а в угольной отрасли и вовсе в 270,8 раза), железнодорожные тарифы увеличились только в 113 раз. Ввиду этого инфраструктура железной дороги обновлялась и поддерживалась далеко не в полной мере, что по спирали приводит к росту издержек и как следствие к необходимости еще большего увеличения тарифов".
 
По его подсчетам, с 2004 по 2013 год они сэкономили на железнодорожных перевозках около 111,1 млрд рублей, что сопоставимо с бюджетами трех средних регионов. До 80% этой суммы пришлось на поддержку экспортных дальних перевозок угля (свыше 3350 км и более), на которые даются наибольшие скидки.
 
"В 2014 году по отношению к 2005 году объем экспортных перевозок угля увеличился на 83%, а значит, и средняя дальность транспортировки по сети железных дорог возросла на 43% (с 1916 км до 2749 км). Для железнодорожников такое увеличение экспорта оборачивается прямыми убытками, поскольку тариф на дальние расстояния не покрывает эксплуатационных затрат", – пояснил собеседник.
 
В споре о тарифах представители "РЖД" напирали на то, что с середины прошлого года повысить доходы угольных и металлургических компаний помог и рост курса доллара (валютная выручка от экспорта увеличилась по сравнению с рублевыми затратами на добычу сырья). К тому же счет курсовой разницы при планируемой индексации тарифов в 2015 году на 10%, доля транспортной составляющей снизится до 1,4%. В итоге, по данным информационной базы Factiva (основана на публичной отчетности компаний) только угольная отрасль России имеет самый большой в мире показатель долгосрочной рентабельности (+16%). То есть одна только девальвация рубля обеспечила угольным компаниям резерв для "возврата долгов" железнодорожникам.
 
"Вместе с тем очень многое зависит и от самой компании, от ее менеджмента. Балансировать корпоративный бюджет только за счет государственных субсидий – это не выход, – заметил Дмитрий Медведев. – Нужно продолжить работу по сокращению издержек, обеспечивать опережающий рост производительности труда, совершенствовать систему закупок и корпоративное управление".
 
Согласно открытой отчетности ОАО "РЖД" за 9 месяцев 2014 год, себестоимость продаж повысилась по сравнению с тем же периодом 2013 года на 13,7 млрд руб. или на 1,4%. Но при этом прибыль от продаж также возросла благодаря увеличению выручки на 1,5%. Однако опережающий рост прочих расходов на 16 млрд рублей (+13%) и процентных платежей на 7 млрд рублей (+38%) определили образование чистого убытка в 24 млрд рублей.
 
"РЖД" привлекают для капремонта пути средства из госбюджета. По моему мнению, государство как собственник может предоставлять разовую целевую поддержку компании на ремонт и модернизацию основных фондов с просроченным ремонтом, если это было вызвано недостатком финансирования из-за тарифных ограничений и объективного спада объемов, – пояснил "Эксперт Online" Леонид Мазо, д. э.н, специалист по экономике железнодорожного транспорта, разработчик ныне действующего "Прейскуранта № 10-01". – Но лучше это делать на возвратной основе, в период восстановления перевозок, с бюджетной компенсацией процентов".
 
По его мнению, при недостаточной индексации "РЖД" могут задействовать механизм тарифного коридора, а также прибегнуть с помощью Минтранса к частичному увеличению тарифных расстояний, как это уже было в 2014 г. Конечно, при таких избирательных удорожаниях возможны потери в объемах с оттоком грузов на другие виды транспорта. В зависимости от развития экономической ситуации, особенно инфляции, в течение будущего года могут появиться и требования о дополнительной индексации.
 
При обсуждении вопросы уровня индексации важно определиться с ее целями. Что хотим? Дешево, долго и стагнация инфраструктуры, а следовательно не все грузы будут вывезены? Или дорого, быстро и удовлетворение потребностей грузовладельцев? – рассуждает с "Эксперт Online" Владимир Савчук, заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ). – В реальных экономических условиях хозяйствования, все сдерживание индексации тарифов "РЖД" приводит к перераспределению нормы прибыли в другие, не самые нуждающиеся сектора экономики: портовая деятельность, поставка сырьевых товаров на экспорт и так далее".
 
По его мнению, решая сиюминутные конъюктурные задачи, целесообразно руководствоваться стратегическими целями: ликвидация инфраструктурных ограничений, сохранение темпов развития инфраструктуры под потребности экономики, обеспечивая возможности грузовладельцам маневрирования грузопотоками в соответствии с меняющейся конъюктурой товарных рынков.
 
 
ВСМ не дотянет до Казани
 
В четверг же Владимир Якунин объявил, что проект высокоскоростной магистрали "Москва – Казань" "урезали". Его планировали завершить к 2018 году, к Чемпионату мира по футболу. По его словам, сдвиг сроков реализации проекта связан с задержкой финансирования.
 
"Если будут даны деньги, а в этом году необходимо выделить 8 млрд, то мы приступим к проектированию. Если будут выделены средства для того, чтобы построить дорогу, то мы до 2018 года сможем построить дорогу, по которой уже сможем провезти болельщиков (ЧМ по футболу) хотя бы до Нижнего Новгорода. До Казани не дотянем, потому что общее строительство займет минимум пять лет", – сказал Якунин.
 
Проект ВСМ-2 предполагает строительство железнодорожной ветки Москва – Казань протяженностью 770 км. Это часть большой высокоскоростной железнодорожной магистрали, которая должна пройти через Владимир, Нижний Новгород, Чебоксары и Казань. Около 85% новой магистрали пройдет по территории Нижегородской области. Общий объем инвестиций в проект составит 1,068 трлн руб., из которых 380 млрд руб. – деньги государства.
 
Финансовая модель в соответствии с графиком, утвержденным премьер-министром Дмитрием Медведевым, уже передана в правительство. "РЖД" уже сделали предпроектные работы, модель, просчитали трассу, теперь необходимо сделать проект.
 
"Стоимость в целом на всю линию может показаться очень большой, хотя для такого объекта на самом деле не так и много, – сказал ранее Якунин. – Нам необходимо 20 млрд рублей, чтобы провести проектно-изыскательские работы. Потому что, пока проекта нет, говорить о привлечении денег нереалистично. Тем не менее, в последний раз, когда у нас находилась китайская делегация, мы подписали меморандум, который открывает нам возможность к дальнейшему сотрудничеству по созданию этой магистрали".
 
Проект содержит 4 участка: Москва – Владимир, Владимир – НН, НН – Чебоксары, Чебоксары-Казань. Ранее он обсуждался с инвесторами целиком, всех 4 участков. Проект рассматривали американские, европейские и азиатские компании.
 
"Про обсуждения строительства отдельных участков в отдельные интервалы времени мне не известно, – говорит Владимир Савчук. – Но если концепция строительства и ввода участков в действие меняется, то необходимо повторно обсуждать условия участия иностранных инвесторов, т. к. параметры финансирования и окупаемости могут измениться".
 
 
Без Крыма не обошлось
 
Говоря о проектах, которые закладываются в инвестиционную программу на следующий год, президент "РЖД" среди прочих назвал и подготовку подходов к мостовому переходу через Керченский пролив, а также обход Краснодарского узла.
 
"Для организации подходов к портам Юга России, в том числе на Таманском полуострове, необходимо завершить реконструкцию участка Максим Горький – Котельниково – Тихорецкая – Крымская со строительством обхода Краснодарского железнодорожного узла, – пояснили "Эксперт Online" в пресс-службе ОАО "РЖД". – Этот проект должен быть реализован с привлечением средств федерального бюджета и за счет инвестиционной программы ОАО "РЖД", которая осуществляется с 2007 года за счет собственных средств ОАО "РЖД". К настоящему моменту введено в эксплуатацию более 300 км вторых путей (всего предусмотрено сооружение 642 км дополнительных главных путей)".
 
Сметная стоимость инвестиционного проекта "РЖД" составляет 128,3 млрд рублей в прогнозных ценах. В нем предусмотрено строительство второго главного пути на всем протяжении участка (642 км), реконструкция существующего пути, удлинение приемоотправочных путей на станциях, реконструкция контактной сети, новая линия – обход Краснодарского узла (71 км), строительство и реконструкция тяговых подстанций и других объектов железнодорожной инфраструктуры.
 
По состоянию на январь 2014 года с начала строительства затраты составили 40 млрд рублей, введено в эксплуатацию 280,21 км второго главного пути (43,65%). На 2014 год объем капитальных вложений в проект составил 3,9 млрд рублей.
 
"Для транспортного обеспечения порта Тамань также ведется развитие линии Разъезд 9 км – Юровский – Анапа – Темрюк – Кавказ. К началу текущего года введено около 50 км вторых путей из 113 км (44%), – пояснил представитель "РЖД". – В качестве основного варианта перехода через Керченский пролив рассматривается переход в Тузлинском створе, для него могут быть использованы объекты железнодорожной и автодорожной инфраструктуры, планируемые в рамках развития порта Тамань. Поэтому с привлечением средств федерального бюджета предполагается построить 40 км двухпутной электрифицированной железной дороги (от станции Вышестеблиевская) и четырехполосной автомобильной дороги первой категории, выходящей к Керченскому проливу (они будут являться подходами к порту Тамань и одновременно подходами к переправе)".
 
Подробнее: expert.ru
  Поделиться:
     
  2017-06-09    
     
  Вы можете составить собственный прогноз о развитиии ситуации, сопоставив факты из статей, относящихся к текущей новости:    
     
 
  • Общий объем инвестиций в модернизацию БАМа и Транссиба составит 560 млрд ру ...
  • Якунин рассказал, что на высокоскоростную трассу Москва-Казань нет денег
  • В развитие БАМа и Транссиба до 2018 г. будет инвестировано 562 млрд руб. – ...
  • На модернизацию инфраструктуры БАМа и Транссиба в 2014 году выделено 19 млр ...
  • РЖД урежет траты на БАМ и Транссиб из-за дефицита финансирования
  • РЖД/Нужда в господдержке/400 млрд руб
  • На строительство железнодорожного пути ВСМ Москва – Казань будет потрачено ...
  •    

     


     
     
    © 2011-2016 Развитие железных дорог.