"Тот, кто внимательно наблюдает за потоками денег, никогда не пропустит возможность извлечь выгоду" ©Вильям Форбс    
 
Новости железной дороги. Строительство железных дорог. Снабжение железных дорог. Строительство ж/д, реконструкция, модернизация. Инвестиции. » Пришла беда, откуда не ждали: как коронавирус влияет на металлургию


 
     
 
Пришла беда, откуда не ждали: как коронавирус влияет на металлургию

Металлургов ждет падение спроса на 50% и более в течение двух ближайших кварталов
 
Неопределенность пугает больше всего. Все хотят понимать, что нас ждет, даже если впереди нет ничего хорошего. Но любые прогнозы, которые выдаются сейчас, живут не более нескольких дней.
 
Сложилась уникальная ситуация. Все меняется настолько быстро, что прогнозы двухнедельной давности уже неактуальны. Например, 2 марта OECD объявил о снижении своего прогноза по росту экономики ЕС в 2020 году с 1,4% до 0,8% в связи с распространением эпидемии COVID-19 в мире. Уже 18 марта Еврокомиссия в своем обращении к Европарламенту, ЕЦБ и другим организациям заявила о том, что Европейский Союз в текущем году войдет в рецессию со снижением ВВП до 1%.
 
Давать прогнозы – вообще неблагодарное дело, а в текущей ситуации – тем более. Поэтому попробуем определиться, что пандемия может нести рынкам металлопродукции.
Падение спроса
 
Спросу вредит не сам коронавирус, а режим карантина, введенный для его сдерживания. Хотя если бы не карантин, в дальнейшем ситуация с заболеваемостью существенно усугубилась бы, что все равно обвалило бы спрос.
 
Проблему спроса следует рассматривать в двух аспектах: первый – шок от карантина, второй – падение спроса в результате падения экономики в среднесрочной перспективе.
 
При моделировании распространения коронавируса все смотрят на динамику Китая. Мы также обратим внимание, как изменялся спрос на сталь в Китае во время карантина. По данным китайской статистики, если ей верить, видимое потребление стали за январь-февраль выросло на 5,5%. Но это не отражает реальной картины. Заводы не останавливали производство полностью, работая на склад, и производство в Китае за два месяца выросло на 3,1%. По данным Kallanish Commodities, запасы арматуры и г/к проката на складах выросли в 2,5 раза в феврале к декабрю прошлого года. С учетом роста складских запасов реальное потребление стали в Китае за январь-февраль упало на 19%. Статистики за январь отдельно нет, но можно предположить, что падение потребления стали в феврале, во время действия карантина, составило не менее 50%.
 
Еще немного китайской статистики. За январь-февраль инвестиции в основной капитал упали на 24,5%, инвестиции в инфраструктуру – на 30,3%, что выше показателей падения во время кризиса 2008-2009 гг.
 
По данным отчета McKinsey, их сценарий «отсроченного восстановления» предполагает пик новых случаев заражения к концу апреля и снижение к июню. То есть меры карантина могут быть, в лучшем случае, ослаблены в мае и сняты только летом. Поэтому со второй половины марта и до конца апреля нас ждет возможная просадка спроса на сталь на 50% по всему миру.
 
Допустим, летом ситуация действительно улучшится. В какой ситуации в это время ситуации окажемся мы?
 
Как отмечает Fitch, «падение экономической активности сопоставимо по масштабу с периодами военных конфликтов, природных бедствий или финансовых кризисов». JP Morgan ожидает падения ВВП США во втором квартале на 14%. По сравнению с этим четвертый квартал 2008 года, когда было зафиксировано падение в 8,4%, к слову, максимальное с Великой рецессии, кажется цветочками. Уровень безработицы в Штатах со своего минимума в 3,5% вырастет до 6,25%. Несколько миллионов человек потеряют работу. Fitch оценивает ситуацию чуть более сдержанно, ожидая падения ВВП в США во втором квартале на 2,5% г./г. Глубокая рецессия становится реальностью.
 
Ситуация в ЕС, по мнению JP Morgan, еще хуже, ожидается падение во втором квартале на 22%. Нефтедобывающие страны испытают еще больший шок. Ничего хорошего для рынков металлопродукции это не сулит.
 
Ведущие страны для противодействия беспрецедентно глубокому обвалу экономики объявили беспрецедентные меры поддержки: как фискальные, так и финансовые. Снижаются процентные ставки, резервные требования, объявляются новые программы количественного смягчения, вводятся налоговые каникулы для бизнеса и населения. Как всегда, в кризис рынок заливают деньгами.
 
Поможет ли это быстро восстановить потребление, трудно сказать. Особенно учитывая прогноз McKinsey о том, что осенью ожидается вторая волна эпидемии. Но McKinsey здесь тоже не последняя инстанция. Никто точно не может спрогнозировать, что будет дальше.
 
Вполне вероятно, что после завершения карантина заводы будут пытаться нарастить производство, и восстановление предложения может опережать восстановление спроса. Такие перекосы будут негативно влиять на цены.
 
Если проводить параллели с кризисом 2008 года, то спрос на сталь в четвертом квартале 2008-го падал на 24-31% г./г. в ключевых регионах (в ЕС – на 28%, США – на 31%, Ближнем Востоке – на 24%). В первом квартале 2009 года падение усилилось до 44-55% г./г. Сегодня можно ожидать не меньшего ущерба, поскольку падение экономик ведущих стран прогнозируется более существенное. Помним, что тогда с начала 2009-го всех вытащил Китай со своими программами стимулирования экономики за счет инфраструктурных проектов. При этом восстановление началось только в третьем квартале 2009-го, то есть спустя год после начала кризиса. Сегодня же период восстановления может быть длиннее, учитывая, что мировые центробанки уже использовали все свои инструменты для поддержки экономики.
Восстановление Китая
 
Внутренний рынок Китая начинает восстанавливаться. Местные игроки сохраняют оптимизм, так как правительство объявило о масштабных инвестиционных проектах для предотвращения негативного влияния эпидемии коронавируса на экономику. Например, Национальная комиссия по развитию и реформам призвана обеспечить старт крупных проектов в сфере железных и автомобильных дорог. Министерство промышленности и информационных технологий потребовало ускорить строительство 5G-сетей. Также будет инициировано более 100 проектов в сфере охраны водных ресурсов.
 
Ожидается, что все эти инициативы поддержат спрос на сталь начиная с марта. Поэтому цены на ЖРС держатся на высоком уровне. Хотя есть и другая точка зрения. Например, аналитики Citi ожидают падения котировок железорудной мелочи в Китае до $70 в этом году.
 
Также Китай начал стимулировать экспорт своей продукции. Так, для ряда продуктов повышен уровень возврата экспортного НДС, в том числе для оцинкованного и проката с покрытием, арматуры, трубной продукции. Но с такими высокими ценами на ЖРС и лом в Китае местные производители не смогут извлечь из этого пользу.
Снижение предложения
 
Вместе со спросом снижается и предложение. Некоторые производители стали и проката в Италии и Испании остановили свои мощности, чтобы не подвергать работников опасности заражения. ArcelorMittal объявил о снижении производства на заводах в Италии, Франции и Германии. Аналогичные заявления сделали Salzgitter и Thyssenkrupp. Среди покупателей также неопределенность – а что если другие последуют их примеру? Поэтому цены на прокат в Европе держатся на довольно высоком уровне. Так, квоты на импорт арматуры уже исчерпаны, и кроме внутренних производителей нет альтернатив. Также помогает падение курса евро к доллару. Но это ни о чем не говорит и плюсов отечественным производителям не дает. Во-первых, покупатели наполнят свои запасы, и торговая активность резко снизится. Во-вторых, цена предложения не означает сделку, то есть в принципе по таким ценам может не быть сделок. В-третьих, снижение цен на лом все равно отразится на ценах на готовую продукцию.
 
Есть другой важный вопрос. Отечественные компании работают в тесной кооперации с европейскими переработчиками. Италия – главный очаг эпидемии и главный импортер слябов из Украины. В 2019 году поставки стальных полуфабрикатов в Италию составили 2,3 млн т. Если наши итальянские партнеры уйдут на карантин – это непосредственно затронет украинских производителей, и резко упадут продажи полуфабрикатов.
Последствия для рынка
 
На текущей неделе отечественные производители металлопродукции ощутили падение цен на мировом рынке. Цена заготовки – $350-360 FOB, слябов – $370-380 FOB Черное море. Это практически уровень октября 2019-го, когда отрасль резко сократила объемы производства. При текущих ценах на ЖРС такие цены на готовую продукцию неприемлемы для украинских производителей. Но ведь это еще только начало.
 
На стальные котировки повлияло снижение цен на лом в Турции, которая испытывает трудности с экспортом. Если неделей ранее лом стоил $270 за тонну, то на этой – $250. При этом ожидается дальнейшее снижение. По данным СМИ, склады в ЕС переполнены ломом. Если не возникнут трудности c доставкой, то цены на лом упадут еще на $20-30, что будет означать пропорциональное снижение цен на готовую продукцию.
 
Ценовая война на рынке нефти вместе с COVID-19 убила спрос на трубы для нефтегазовой отрасли. Продажи в этом сегменте будут крайне затруднительны. Для восстановления рынка нужно новое соглашение ОПЕК. Некоторые участники рынка сходятся в том, что оно будет достигнуто достаточно быстро. По опыту прошлой ценовой войны, для восстановления цен потребовалось больше года.
 
Из-за падения цены на нефть фрахт стал дешевле, что, теоретически, сделало возможными для отечественных производителей поставки в страны Азии. Это сейчас единственный регион, где спрос начинает восстанавливаться – в прочих регионах наоборот. Этими возможностями активно пользуются наши конкуренты: турки и россияне. Последние повысили свою активность на экспортном рынке после ослабления продаж внутри страны. Безусловно, это повышает конкуренцию и создает давление на цены.
Форс-мажор
 
Сегодняшние цены – это продажи мая. А как быть с продукцией с поставкой в апреле, когда из-за карантина закрыты крупные потребители? Первые два месяца года для отечественных металлургов были относительно успешными. Объем производства стали в январе-феврале на 0,4% превысил показатели прошлого года. Цены в феврале позволяли заводам активно продавать свою продукцию с поставкой в марте-апреле, что позволяло рассчитывать на высокий уровень загрузки в этот период.
 
Не исключено, что некоторые покупатели попытаются отказаться от заказа, мотивируя это форс-мажором из-за карантина. Сложность в том, что во всех странах трактовка форс-мажора разная. Поэтому, вполне возможно, что придется свою правоту доказывать в судах или пойти навстречу покупателю и снизить поставки. По данным Kallanish Commodities, на европейском рынке наблюдается практика пересмотра условий уже заключенных договоров. Нестабильность вынуждает пересматривать договоры.
Ограничения в логистике
 
На данный момент проблемы в транспортировке грузов не проявились. Меры карантина касаются только пассажирских перевозок. Ограничение грузовых перевозок в ЕС было бы слишком жесткой мерой. Работает «Укрзалізниця», работают европейские железные дороги, морской транспорт, все порты. Однако существует ряд рисков. Главный из них связан с людьми, с доступностью локомотивных бригад, экипажа судов. Заболевание одного члена команды означает карантин для всех. Также, по данным СМИ, судовладельцы не заинтересованы отправлять в Италию суда по следующей причине – во всех портах мира суда, которые заходили в порты Италии, получают отказы на заходы либо вынуждены отбывать 14-дневный карантин с момента выхода из Италии.
Резюме. По состоянию на 20 марта
 
Если абстрагироваться от эпидемии, то аналогичные кризисные периоды отрасль проходит раз в пять-семь лет. К текущему кризису готовились и ждали его несколько лет, и опасения, казалось, начали утихать. Но пришла беда, откуда не ждали.
 
Первый квартал года обещал быть относительно успешным для металлургов, по сравнению со второй половиной прошлого года. Но во втором квартале катастрофически упадут все показатели, до уровня четвертого квартала прошлого года и ниже. Небольшую поддержку может оказать девальвация гривны.
 
Определенно, нас ждет падение спроса на 50% и более в течение двух кварталов. В дальнейшем слишком много неизвестного. Если второй волны эпидемии удастся избежать, денежный дождь позволит быстро восстановить рынки. Но нужно быть готовыми к тому, что стагнация затянется на 18 месяцев, как допускают в Вашингтоне.
 
Подробнее: https://gmk.center/posts/prishla-beda-otkuda-ne-zhdali-kak-koronavirus-vliyaet-na-metallurgiju/
  Поделиться:
     
  2020-03-23    
     
  Вы можете составить собственный прогноз о развитиии ситуации, сопоставив факты из статей, относящихся к текущей новости:    
     
 
  • Украинские вагоностроители переходят на более сложную продукцию
  • Обвал рубля открыл «второе дыхание» для металлургических заводов России
  • Кто меньше?! Мировой рынок сортового проката: 21-28 июня
  • Спрос в азиатском регионе стимулирует мировой рост производства стали
  • ВАГОНЫ ЗАСТОЯЛИСЬ НА ЗАПАСНОМ ПУТИ ПРОИЗВОДИТЕЛИ НЕ УСПЕВАЮТ ЗА ПЕРЕВОЗЧИКА ...
  • Аналитики прогнозируют падение спроса РЖД на продукцию Уралвагонзавода
  • Производство вагонов/Выход из кризиса
  •    

     




     
     
    © 2011-2016 Развитие железных дорог.